СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Барьеры в университете не замечены Печать
03.09.2015 09:09

В преддверии нового учебного года Государственный университет «Дубна» принимал  гостей – в его стенах 27 августа состоялось совещание на уровне министерства образования Московской области. Кстати, как подчеркивают многие, мероприятие подобного уровня здесь прошло впервые за всю историю университета, и это, безусловно, для него большая честь.

Тема совещания – «Инклюзивное образование».  В частности, здесь  говорили об обеспечении доступности профессионального образования, в том числе и в вузах,  для имеющих инвалидность или ограниченные возможности здоровья.

Выступавшие касались и механизмов взаимодействия социальных партнеров на рынке труда Подмосковья по созданию условий для эффективного трудоустройства таких категорий жителей области, и межведомственного взаимодействия, говорили и об основных подходах к обеспечению доступности профобразования.

Проректор по учебной и воспитательной работе университета «Дубна» Оксана Крейдер рассказала об адаптации образовательной программы, формировании индивидуальной образовательной траектории для обучающихся, имеющих инвалидность или ограниченные возможности здоровья.

Кроме того, она познакомила коллег с оборудованием, установленным в университете в рамках реализации программы «Доступная среда».

Как отметил заместитель министра образования Московской области Юрий Картушин, отвечая на вопрос, почему площадкой для проведения совещания выбран наш университет «Дубна», вуз был одним из первых, который начал участвовать в программе «Доступная среда».

­ Университет, получив финансирование из федерального, областного бюджетов, вложив свои средства из  внебюджетных источников, на сегодняшний день наиболее полно осуществляет эту программу.  Здесь есть что показать  и на что посмотреть.

Обучение людей с ограниченными возможностями сегодня очень актуальная тема. Их, к сожалению, становится все больше, и необходимость создать для них условий, в которых они могут получить всестороннее образование, ­ для нас серьезная задача, и она выполняется, ­ сказал Юрий Валентинович.

А о том, как она выполняется, собравшиеся в университете «Дубна»  услышали от представителей учреждений, которые уже прошли достаточно большой путь по этой программе и смогли поделиться своими наработками с коллегами.

В своем выступлении заместитель министра образования Московской области акцентировал, что в последние годы внимание к проблемам инвалидов со стороны государства усилилось. Так, с 1 января 2016 года на территории России вступит в силу Конвенция о правах инвалидов. Согласно этому документу государство обязано принимать меры для обеспечения инвалидов наравне с другими гражданами, то есть  они должны иметь возможность работать и зарабатывать деньги, иметь семью и быть на равных условиях в человеческом обществе.

Кстати, как заметил Юрий Картушин, на сегодняшний день доступная среда создана на территории Московской области в 13 образовательных учреждениях профессионального образования, в том числе и в Государственном университете «Дубна», Московском государственном областном университете, Серпуховском губернском профессиональном колледже.

Технические новинки для слабослышащих, слабовидящих, опорников

Когда мы в сопровождении ответственного за обеспечение инклюзивного образования Государственного университета «Дубна» Юрия Моталова заглянули в комнату, где установлено новехонькое, с иголочки оборудование, приобретенное по программе «Доступная среда», чувство гордости нас просто переполняло.

Здесь подключены рабочие места для людей с ограниченными возможностями. Есть, к примеру, оборудование, позволяющее печатать шрифтом Брайля, это специальный принтер, распечатывающий на бумаге «пупырчатый» текст.

Есть и сенсорная клавиатура, клавиатура для мышки, специально оборудованные джойстики (это для ребят с нарушением моторики).

Есть экран Брайля, когда слабовидящий студент прикладывает к прибору руки, и ему через пальцы передается импульс, то есть руками он «видит» то, что происходит на экране. Также здесь имеется клавиатура, на которой он может печатать, а текст ему будет
воспроизводиться звуком.

А для ребят с нарушением слуха имеется еще аппарат воздушно­костной проводимости «Глобус». Надо к виску приложить маленький прибор, и ты замечательно слышишь, что говорит преподаватель (мы испробовали на себе, как новинка работает), а можно  воспроизводить свою речь. Конечно, это сугубо индивидуальное обучение...

На сегодня студенты, которые могли бы воспользоваться этими техническими новинками, в университете «Дубна» не учатся. Но  если возникнет такая необходимость, вуз готов  предоставить соответствующие условия.

Кстати, на сегодня студентов­инвалидов в университете обучается более 40, колясочников среди них нет.

В поточных аудиториях используются мультимедийные средства,  для того чтобы слабовидящие, слабослышащие и маломобильные группы населения могли принимать участие в процессе обучения.

Для слабослышащих имеется микрофон и колонки, можно регулировать громкость. Для слабовидящих – мультимедийная система, которая увеличивает до нужного уровня шрифты и картинки.

В поточных аудиториях университета есть и звук,  и видео, кроме того,  специально для инвалидов в соответствии с ГОСТом в каждом учебном корпусе оборудованы специальные туалеты, с опорой, на нужной высоте установленной раковиной, поворотным зеркалом, которое  регулируется. Есть кнопка вызова дежурного, если человеку потребуется помощь.

Кроме того, на полу постелена ярко-­желтая тактильная плитка, выложенная на срезанный конус. Вы ее почувствуете под ногами, какой бы обувью на нее ни наступили. Для слабовидящих обозначает «Впереди препятствие»...

Приобрел университет и специальные подъемники – ступенькоходы на гусеничном ходу. Их, кстати, опробовали ребята, которые приехали из Губернского колледжа.

Танцы на колясках

Движение – жизнь, в этом ничуть не заставил сомневаться творческий коллектив из Серпухова. Перед тем  как участники совещания заняли свои места в большой поточной аудитории университета, в атриуме развернулось уникальное действо – небольшой концерт из танцевальных номеров публике представили инвалиды-­колясочники Серпуховского губернского профессионального колледжа.

Четыре пары, из них три партнера и одна партнерша танцуют на колясках. Делают это очень профессионально и красиво. И зажигательная кадриль, и пронзительный лирический танец необычного дуэта, и танцевальная композиция коллектива о Великой Отечественной войне под названием «Четыре года» заставили зрителей рукоплескать и кричать «Браво!»

С уникальным коллективом из Серпухова ­ танцевально-­спортивным клубом «Феникс», который представил показательные номера федерации спортивных танцев на колясках Московской области, публику познакомила тренер Светлана Трусова.

Коллектив основан с 2012 года в Губернском профессиональном колледже, где  при поддержке директора колледжа и министерства образования области было сделано все необходимое по программе «Безбарьерная среда».

Воспитанники коллектива ­  финалисты  чемпионата России по танцам на колясках, одна пара (Сергей Зорин и Елена Осипова) стала бронзовым призером и вошла  в состав сборной России по танцам на колясках в программе латиноамериканских танцев.

Танцоры «Феникса», кстати, обладатели Гран­при четвертой хореографической олимпиады,  и в начале сентября они примут участие в Кубке континента – международном турнире, который пройдет в Санкт­Петербурге.

­ Концерт, который мы увидели, это тоже пример работы, которая ведется в Серпуховском губернском колледже,  и ведется достаточно успешно. Она показывает, что ребята с ограниченными возможностями здоровья ничуть не выпадают из общего сообщества студентов, находят себя в разных занятиях и добиваются серьезных результатов, ­ прокомментировал заместитель министра образования области.

Татьяна Крюкова

Фото Юрия Тараканова

Наша справка

Инклюзивное (включающее) образование – один из процессов трансформации образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут и должны быть вовлечены в социум.

Цель трансформации – создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями, что подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с людьми с особенностями развития.

Кстати, инклюзия в отличие от интеграции (для нас более привычный термин) предполагает не простое пространственное помещение человека с особенностями развития в общий класс или группу, что часто бывает именно так. Если он не справляется с программой, то с точки зрения интеграции – это проблема самого человека, а с точки зрения инклюзии – это проблема образовательной среды. То есть для того, чтобы включение (инклюзия) была успешной,  именно среда должна быть изменена.

***

В настоящее время профобучение в регионе проводится по 67 специальностям и профессиям, а в 2014 году в профорганизациях обучались 294 студента по 40 специальностям и профессиям.

В 2015 году в подмосковных вузах обучаются 163 человека (было 151), причем по очень широкому спектру профессий. Выпуск студентов в 2015 году составил 135 человек, из них были трудоустроены всего 101.

Со студентами работают 380 преподавателей, имеющих специальную подготовку.

По состоянию на 1 июля этого года 150 педагогов системы профобразования прошли переквалификацию для работы с теми, кто имеет ограниченные возможности здоровья, но этого, считает зам. министра образования области, не достаточно.

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.