СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Будем болеть за наш мегапроект Печать
29.06.2011 11:33

Дубна может стать международным научным центром калибра «мегасайенс», если решение об этом примет Правительственная комиссия по инновациям и высоким технологиям.

Чуть менее года назад наша газета, рассказывая о строящемся инновационном кампусе на плато Сакле под Парижем – французской «силиконовой долине», – предложила российским Колумбам искать и возделывать долину высоких технологий не только в чистом поле под Сколково, но и на подготовленной почве Дубны.

Получится ли в короткие сроки выстроить все с самого начала в шести километрах от забитой пробками МКАД?  Ведь в более тихом и удобном месте – в ста двадцати километрах от центра Москвы – уже есть все необходимое для развития высоких технологий: и мирового уровня наука с готовыми для внедрения инновационными продуктами, и международный комплекс вузов, и особая экономическая зона «Дубна», манящая под свою сень тех, кто готов рискнуть, внедряя инновации. И самое главное – в Дубне, кроме всех составляющих иннограда, есть крупный, интеллектуальный, высокотехнологичный проект из разряда меганаучных: коллайдер НИКА.

Да, размеры колец ускорительного комплекса НИКА не будут столь колоссальными, как у Большого адронного коллайдера. Приставка «мега» проявляется в масштабе научных идей, заложенных в эксперимент НИКА, и в том вкладе, который внесет создание коллайдера в развитие науки и промышленности России.

Можно сколько угодно иронизировать на тему пользы науки для домохозяек, но факт остается фактом: все, чем мы пользуемся сегодня для нашего комфорта, – плоды науки. Эти плоды получаются и прямо (путем превращения научной идеи в конкретный товар), и косвенно (путем развития целой цепочки связанных с наукой областей жизни). Оценить в деньгах пользу вложений в поддержку науки трудно, но можно.

Вот пример. Наша бытовая жизнь сегодня почти полностью зависит от электричества. С его помощью горит свет, работают бытовые приборы, медицинское и промышленное оборудование, ходит транспорт, обеспечивается связь. Пропадает электричество – и большой город парализует коллапс. Не хочется даже думать, что происходило бы, случись это сегодня в масштабах государства. А ведь ток заставила бежать по проводам идея английского физика Максвелла, создавшего теорию электромагнетизма. Сколько денег ушло на то, чтобы эта идея появилась? Не больше тех средств, которые были потрачены на его образование, профессорского жалованья, которое получал ученый в университете, и стоимости приборов, которыми были оснащены университетские лаборатории, где он работал. Сколько стоит сегодня все то, что функционирует с помощью электричества? Суммарный бюджет всех развитых стран мира.

Конечно, в наше время трудно ожидать появления столь фундаментальной идеи, как теория Максвелла. Результат возникает на кончике пера часто лишь после того, как на его получение поработают сложные приборы и установки. Бесспорно, они стоят значительно дороже, чем стопка бумаги, перо и чернила. Однако цена результата познается в сравнении.

При стоимости гипотетического ускорителя частиц даже в полмиллиарда долларов (Большой адронный коллайдер обошелся в сумму около 6 млрд долларов) каждому жителю России он обошелся бы в 3,5 доллара. За 1 квартал 2011 г. доходы от экспорта российской нефти составили 53,858 млрд долларов, от экспорта газа – 20,017  млрд долларов, от экспорта черного металла – 6,618 млрд долларов. Итого – всего за 4 месяца примерно по 600 долларов выпало на душу россиянина. Три с половиной доллара за всю жизнь – на одной чаше весов и шестьсот долларов за четыре месяца – на другой чаше весов. Три с половиной доллара неизбежно прорастут пользой для общества, шестьсот долларов могут просто утечь незаметно.

Наука во все времена развивалась там, где были деньги. Туда стекались образованные люди, способные творить, там строились лаборатории, там обновлялось производство, там рос уровень жизни населения. Деньги питали науку, наука приносила деньги – замкнутый цикл. Для нынешней России этот цикл особенно актуален.

И российское правительство, и предпринимательская среда уже осознали, что нашей стране для полноценного развития как можно скорее нужно создать новые высокопроизводительные рабочие места на базе новой индустриализации. Эту идею 16 июня на последнем заседании координационного совета Общероссийского народного фронта предприниматели даже назвали объединяющей. Двадцать пять миллионов высокопроизводительных рабочих мест объявил задачей работы правительства его председатель Владимир Путин, подчеркнув, что «современное общество и экономика просто не в состоянии нормально, устойчиво развиваться, если на первое место не будет поставлен человеческий капитал, если не будут созданы условия для максимального раскрытия творческого потенциала каждой личности». Весь этот комплекс сложных задач можно решить только с помощью развития меганауки, строительства современных, крупных исследовательских установок.

11 мая 2011 года на пресс-конференции в РИА «Новости» директор Департамента науки, высоких технологий и образования правительства РФ Александр Хлунов рассказал, что на одном из ближайших заседаний Правительственной комиссии по инновациям и высоким технологиям будет рассмотрен вопрос о создании в России международного научного центра калибра megascience. В качестве предполагаемых мест для реализации этого проекта он назвал Дубну (коллайдер НИКА), Гатчину, Протвино.

Екатерина Славская

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.