Дети верят в сказку Печать
02.02.2023 05:04

11 февраля в ДК «Мир» состоится музыкальный спектакль для всей семьи «Спасайся, Пингвин!». Мы побеседовали с режиссером постановки Верой Анненковой, которая после окончания Высшего театрального училища им. Щукина более 10 лет работала режиссером-постановщиком Московского областного государственного драматического театра им. А.Н. Островского, являлась главным режиссером Московского областного государственного театра юного зрителя, и несколько ее спектаклей дубненские зрители уже видели. Также Вера Михайловна была главным режиссером Московского областного государственного театра драмы и комедии (г. Ногинск), а с  2019 г.  руководит продюсерским центром AMMA Production, который и выпустил спектакль «У ковчега в восемь, или Спасайся, Пингвин!».

 

- Вера Михайловна, как в вашей жизни появились «Пингвины»?

- Пьеса Ульриха Хуба «У ковчега в 8» имеет мировое признание. Эта пьеса - одна из лучших пьес, написанных для детей. Так сложилось, что я ставлю много спектаклей для детей и для меня очень важен драматический материал. «Развлекая, обучай!» - основная формула любого спектакля. Особенно для детей! Ребёнок познает мир... Делает свои открытия, и театр - прекрасная возможность познавать мир через понятный ему язык... Через сказку, игру ребёнок постигает простые истины. Кто мы? Зачем пришли в этот мир? Что такое добро и зло? Как важно уметь дружить!

Пьеса Хуба кажется сначала незатейливой историей о трёх весёлых пингвинах. О трёх друзьях.Но дружить, оказывается, не так просто... Особенно если нужно совершать трудный выбор... Язык пьесы потрясающе живой и близкий ребёнку. В пьесе есть юмор и озорство, хотя ситуация, в которую попадают герои, нешуточная - Всемирный потоп. Это даже для Бога дело серьёзное...

Я влюбилась в этот материал с первого прочтения. Это такое счастье для режиссёра - найти свою пьесу, в которой есть всё. И тема глубокая, и персонажи выписаны ярко, и язык прекрасный! Поэтому я с удовольствием приступила к воплощению этого материала!

- На ваш взгляд, насколько режиссеру театра для детей важно иметь представление о педагогике и психологии?

- Режиссёр, который ставит спектакли для детей, должен много знать о психологии ребёнка. Педагогическая функция режиссёра - не навредить! Ребёнок открыт этому миру и, как губка, впитывает все, что ему этот мир предлагает... Поэтому, сочиняя спектакль, режиссёр должен это учитывать и понимать свою ответственность! Сказка должна быть сказкой! У детей нет серого... У них либо белое, либо чёрное... Ребёнок должен четко понимать, что такое хорошо, что такое плохо... Миссия театра для детей - привить ребёнку основные правила, по которым устроен этот мир, и обязательно дать ребёнку навыки, как в этом мире себя найти. Каждая сказка - это небольшой урок: «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Эту тему я могу развивать бесконечно... Я изучала морфологию сказки. Есть очень серьёзные труды на эту тему. Но не буду их здесь излагать, иначе это уже будет научный доклад. Но для меня важно, имея научную, педагогическую и психологическую подготовку, помнить одно: спектакль для детей должен все же быть настоящей сказкой. Ведь вкус прививается именно с первых спектаклей, которые увидит дитя... Сценография, костюмы, музыка, актёрская игра - все должно соответствовать единому замыслу и погружать ребёнка в атмосферу волшебства и чудес. Они успеют ещё стать циниками и снобами... Наша задача - продлить детям их настоящее детство! Театр - прекрасная возможность привить ребёнку важнейший навык - чувствовать прекрасное! И это прекрасное - не только визуализация сказки, но и душевное, и духовное начало, которые заложены в человеке!

- Что больше, по-вашему, воздействует на ребенка во время спектакля? Или все же это комплекс средств, которые помогают маленьким зрителям правильнее понять сказку, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, развивают речь и умение выражать свои чувства.

- Воздействует сразу все. Спектакль получился озорной, яркий, с прекрасной музыкой Егора Шашина. Пингвины наши дают настоящий джаз! А хореография Данилы Музипова заставит плясать весь зал! Костюмы Клёны Радкевич делают наших Пингвинов такими милыми, а Голубку такой стильной - загляденье! Но самое важное - эту историю рассказывает и поет команда прекрасных и талантливых артистов: Михаил Маликов, Максим Дементьев, Аксинья Олейник, Алина Мазненкова - браво!

- Как вы считаете, дети-зрители более требовательны, чем взрослые?

- Дитя не умеет лукавить. И если ему скучно на спектакле, и он его не захватил, то ребёнок всегда найдет, чем себя занять... Поэтому, выстраивая спектакль, нужно учитывать возраст маленького зрителя. Не зря на афише указано, на какой возраст рассчитан спектакль. Совсем малышам очень важен визуальный ряд! Они не должны угадывать, кто это - Лисичка или тётя Мотя. Здесь важны подробности... Малыши обожают интерактив. Им сложно долго сидеть на месте. Прямое общение персонажей с малышами - восторг! Они с радостью подскажут, куда побежал Волк... Будут активно участвовать в действе! Но во всём, конечно, нужна мера...

Детки постарше уже умеют и любят следить за сюжетом! Прекрасно, если родители перед походом в театр прочтут полюбившуюся сказку... Помню, с каким упоением ребёнок узнавал реплики Пеппи Длинный Чулок! Он вскакивал, хлопал в ладоши, а иногда и подсказывал следующий текст... Это истинное счастье узнавания! Поэтому так важен текст, работа с ним. Язык автора нужно доносить бережно... Здесь закладывается навык слушать и ценить слово! Я могу бесконечно рассказывать об особенностях работы для детей, но самая главная формула здесь - «Для детей, как для взрослых, только лучше!». И главное помнить, что в театре нет мелочей. Все детали важны. Дети очень внимательны и не прощают приблизительности... Они хотят верить в сказку!

- Какую главную мысль вы как режиссёр заложили в свой спектакль?

- Основная мысль спектакля заложена в самой пьесе. Несмотря на то, что в пьесе много говорится о Боге, я не назвала бы её религиозной, скорее, эта пьеса общечеловеческая (хотя в пьесе действующие персонажи - пингвины и голубка). В финале звучат самые важные слова о том, что в каждом из нас есть частичка света! Божья искра! И если каждый из нас почаще будет себе про это напоминать, то, быть может, на земле наступит мир! Исчезнут страх и вражда! Мы научимся друг друга слышать и прощать! Принимать такими, какие мы есть... Не зря Господь оставил на небе знак - радугу! Это символ надежды на самое лучшее!

Спектакль мы назвали «Спасайся, Пингвин!». И наши пингвины спасаются и спасают своего друга не только от Всемирного потопа... Они спасают прежде всего свой свет! Ведь умение сострадать и помогать друзьям - начало настоящего милосердия! Спасайтесь, Пингвины, будьте милосердны!

Беседовала

Элеонора ЯМАЛЕЕВА,

член Союза театральных деятелей РФ

Фото продюсерского центра AMMA Production