Культурный шок Печать
25.11.2010 08:31

Одни называют его «вторым Рихтером», другие «вторым Гилельсом», а я думаю, что он – первый и единственный Андрей Коробейников – выдающийся пианист ХХI века, а может быть, просто гений?

9 ноября концертный зал музыкальной школы был переполнен. В течение 2 часов зрители были буквально загипнотизированы высоким исполнительским искусством пианиста Андрея Коробейникова. Во время исполнения произведений никто ни разу ни кашлянул, ни чихнул: казалось, слушали, не дыша. После окончания произведений зал наполнялся шумом оваций и криками «Браво»!

Что же прозвучало в концертной программе?  Музыкальные моменты Шуберта № 3, 4, 6 и 24 прелюдии Шостаковича в  первом отделении; Фантазия (до мажор, оп. 17) Шумана и прелюдии Рахманинова с 1-й по 5-ю (оп. 23)  во втором.

Признаюсь честно, исполнение такого уровня «воочию» я слышала впервые! Это было даже не исполнение, не игра, а ТВОРЕНИЕ МУЗЫКИ! Такое родство пианиста с исполняемыми произведениями (особенно прелюдиями Рахманинова) я слышала разве что в записи, когда свои прелюдии исполнял сам Рахманинов. То же могу сказать и о прелюдиях Шостаковича (пластинку с их записью в исполнении автора я получила в подарок на память вместе со свидетельством об окончании музыкальной школы). Я не хочу сказать, что Андрей Коробейников играл прелюдии, как Рахманинов или как Шостакович на пластинках. Я слышала несколько записей одной прелюдии Рахманинова, которую  сам автор исполнял совершенно по-разному, как когда на душу ляжет. Я хочу сказать, меня не покидало ощущение, что так свободно, естественно, свежо музыка звучала в тот вечер, словно рождалась  «здесь и сейчас» и являлась личной импровизацией пианиста, а не заранее выученными и много раз сыгранными произведениями, написанными другими композиторами. Пианист отдавался музыке самозабвенно, не щадя себя, без остатка. На слушателей низвергался каскад фантастических  – то Шумановских, то Рахманиновских – гармоний. Жаль, что не удалось услышать в исполнении Андрея произведений Бетховена, вселенским масштабом музыки которого так восхищается пианист.

Кстати с именем Андрея Коробейникова и 24 прелюдиями Шостаковича связан самый громкий скандал, произошедший на 13-м конкурсе им. Чайковского, когда председатель жюри Н.Петров прервал исполнителя, не дослушав полторы прелюдии до конца (якобы за превышение регламента), закрыв тем самым выход  в финал самому яркому конкурсанту. Конкурс Чайковского потерял замечательного пианиста и  свой  престиж, подорвав и без того уже подорванное ранее доверие к жюри в его непредвзятости. Андрей Коробейников не потерял ничего. Если перечислить все награды на различных международных конкурсах, которые завоевал 24-летний пианист, это займет, пожалуй, всю газетную полосу. На том же злополучном 13-м конкурсе им. Чайковского не прошедший на третий тур  Андрей Коробейников получил кучу специальных призов, в том числе «приз лучшему участнику-студенту Московской консерватории», приз за лучшее исполнение произведений Чайковского, приз «Надежда». Андрей Коробейников – личность незаурядная, харизматичная. Судите сами:

Андрей Коробейников родился в 1986 году в г. Долгопрудном (его родители учились в МФТИ). Мама растила одаренного сына одна в период перестройки и кризиса 90-х, когда духовные ценности стали уступать место материальным. Музыкой Андрей начал заниматься с 5 лет. Первое выступление на телевидении тоже состоялось в 5 лет.  Андрей Коробейников обучался в ДМШ им. Дунаевского и ЦССМШ при МГК им. Чайковского. Среднюю школу закончил экстерном в 11 лет! Пел детские партии  в спектаклях Камерного  музыкального театра Б. Покровского. В 7 лет стал лауреатом 1-й премии третьего Международного конкурса юных музыкантов им. Чайковского. К своим 24 годам является обладателем более 20 премий различных конкурсов в России, США, Италии, Португалии, Великобритании, Нидерландах и в других странах мира. В их числе 1-я премия на Международном конкурсе Скрябина в Москве (2004), а также 2-я премия и приз публики на 2-м Международном конкурсе пианистов им. Рахманинова в Лос-Анджелесе (2005).

В 2001 году Андрей с отличием окончил областное высшее училище искусств. В 19 лет с отличием окончил Московскую государственную консерваторию им. Чайковского (класс заслуженного артиста России А.Б. Диева). (В таком же возрасте в 1892 г. с отличием Московскую консерваторию закончил еще один студент – Сергей Рахманинов.) Параллельно Андрей Коробейников учился на юридическом факультете Европейского университета права в Москве, который также окончил с отличием в 17 лет, а затем – аспирантуру юрфака МГУ, написав несколько научных статей, посвященных проблемам осуществления прав артистов-исполнителей. Несмотря на рано проявившийся неоспоримый талант, путь к признанию был очень непростым. Андрей Коробейников – стипендиат фонда Ростроповича – вынужден был бороться за свои права, рано испытав на себе не только восхищение поклонников, но несправедливость, травлю и закулисные интриги в артистическом мире завистников, ощущавших чувство своей неполноценности и ущербности рядом с ним. Одно время Андрей даже  хотел бросить музыку и заняться чем-то другим. Слава Богу, Господь не позволил ему зарыть свой талант в землю. В 2008 году А.Коробейников с отличием окончил аспирантуру Королевского колледжа музыки в Лондоне (класс В.Латарш).

На сегодняшний день Андрей выступил с концертами в 24 странах мира на ведущих концертных площадках, в том числе в залах Московской консерватории и Петербургской филармонии.  Сотрудничал с такими выдающимися дирижерами, как М.Плетнев, В. Зива, В. Ашкенази, К. Орбелян, и многими другими.  Принимал участие во множестве фестивалей, в том числе «Кремль музыкальный». (Вот и на следующий после концерта день пианист улетал на музыкальный фестиваль во Францию.) В отзывах на выступления Андрея Коробейникова всегда отмечается оригинальность идей, культура звука, идеальное ощущение музыкального времени.

А еще Андрей владеет тремя иностранными языками – английским, итальянским и эсперанто (международный язык). Дважды – на Всемирных конгрессах эсперанто в Гётеборге (2003) и в Пекине (2004) – становился лауреатом второй премии конкурса ораторов на эсперанто. С 2000 года пожизненно является членом Международной академии наук Сан-Марино по сектору искусств. В свободное время играет на тенор-саксофоне, пишет стихи и болеет за «Спартак».  Андрей называет себя фанатом композитора Густава Малера, пианиста Глена Гульда, певицы Рене Флеминг, рок-музыканта Виктора Цоя. А еще он неотразимо обаятелен и прост в общении!

На бис в заключение концерта в музыкальной школе прозвучали поэма Скрябина (оп.32, №1), вальс Шуберта и гопак Мусоргского в транскрипции А. Коробейникова. Публика стонала от восторга и благодарила пианиста, аплодируя стоя. После концерта дирижер Евгений Ставинский вел переговоры с артистом о выступлении с нашим Дубненским симфоническим оркестром. Так что, возможно, мы еще будем иметь счастье слышать Андрея Коробейникова в Дубне.

Автор статьи выражает глубокую благодарность от всех восхищенных слушателей Марине Крутик (ученице И.Н.Захаровой), организовавшей этот замечательный концерт!

Маргарита Арабей