СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

От графики до живописи: персональная выставка А. Пасько Печать
29.10.2015 06:53

31 октября в выставочном зале, расположенном во Дворце культуры «Октябрь», открывается персональная выставка члена Союза художников России Александра Пасько.  Посетители  выставки, приуроченной к фестивалю искусств «Серебряная псалтирь», смогут увидеть работы, выполненные в разных техниках живописи  и представляющие довольно большой период творческой деятельности художника. Многие из них зрители увидят впервые.

Александр Пасько давно не нуждается в представлении. Талантливый самобытный художник, многие годы возглавляющий Детскую школу искусств «Вдохновение», помимо членства в Российском cоюзе художников, входит в состав правления  Союза художников Подмосковья, а также руководит его отделением в Дубне, входит в Совет директоров детских художественных школ Московской области, является директором муниципального выставочного зала, председателем творческого объединения «Художники Дубны». Многие знакомы с ним по его работе в городской Общественной палате. В 2012 году он стал победителем Московского областного конкурса «Лучший руководитель муниципальной организации культуры».

Родился Александр Пасько в 1970 году в Мурманске, там же закончил среднюю общеобразовательную и художественную школы. Высшее образование получил во Владимирском педагогическом институте, где учился на художественно-графическом факультете. Во время учебы познакомился со своей будущей женой Юлией, жительницей Дубны, и в 1993 году семья приехала в наш город. «Поначалу, как и многие художники, занимался частными заказами, работая на Москву, – вспоминает Александр Владимирович. – Писал иконы, занимался декоративным творчеством, делал иллюстрации к книгам, начал издаваться. Через какое-то время стало неуютно от того, что живу в городе, где никого не знаю, и где никто не  знает меня. Читая городскую газету «Встреча», особенно выделял публикации журналиста Виктора Лихачева. Сделал иллюстрации к одной из православных рубрик, которую он вел. Познакомились, стали активно общаться, и я начал  постепенно вникать в жизнь города. Мои работы понравились, их опубликовали в виде заставки, а затем несколько лет я проработал художником в газете, параллельно продолжая заниматься книжной графикой.  Чуть позже целенаправленно занялся иллюстрированием книжных изданий».

Александр Пасько активно сотрудничает со многими известными книжными издательствами, а также с Издательским отделом Русской православной церкви. В общей сложности им оформлено и проиллюстрировано более 50 книг, в том числе миниатюрные издания, некоторые из них приобрела даже Президентская библиотека.

Накануне персональной выставки художник согласился дать интервью нашей газете.

– Александр Владимирович, какие работы будут представлены на выставке?

– Это будет ретроспектива за весь период работы. Городские выставки обычно дают возможность представить  одну-две  новые работы, а весь спектр творчества художника можно увидеть только на персональных выставках. Здесь будет представлено огромное количество работ, выполненных в разных техниках. Например, графические серии: «Великие полководцы», посвященная 70-летнему юбилею Победы, и «Русские пословицы». Многие не понимают, что  графическая работа – это тоже полноценное художественное произведение. В своё время графика преобладала в моём творчестве, сейчас я также для души занимаюсь живописью. Пишу акрилом, темперой.

На выставке посетители впервые увидят  целые серии иллюстраций, в том числе копий, которые остались после выполнения работ на заказ. Надеюсь, они будут интересны зрителю, несмотря на их небольшие размеры. Часть из них уже вышли в книгах, остальные ждут своего издания.

Готовясь к выставке, мне интересно было рассматривать свои давние работы, которые уже успели  забыться. В творческом плане они уже другие – представляют пройденный этап, но от этого становятся еще интереснее, удивляют самого себя. Некоторые работы, в принципе, – не выставочный вариант. Например, небольшие заставки, концовки, картинки – все, что касается книжного оформления. Хочется поделиться со зрителями этими работами, думаю, это интересно. Но их   сотни, а все показать невозможно. Часть работ выполнены  по мотивам литературных произведений. Это даже не иллюстрации, скорее, прописанные персонажи и герои. Экспонатами выставки станут пейзажи, выполненные цветным карандашом и акрилом,  и так называемые декоративные работы на тему сказочных и фантазийных сюжетов. Будет представлено много  работ детской, а также русской православной тематики – целые полиптихи, поэтому выставку проводим в концепции «Серебряный псалтирь».

– Для какой категории людей Вы пишете?

– Когда работаешь, помимо творческой составляющей, думаешь, зачем ты это делаешь? Я пишу для тех, кто понимает  мою живопись и придерживается  таких же традиционных, консервативных русских взглядов. Мне не интересны всевозможная «чернуха» и глупый юмор, я никогда не буду их тиражировать и преподносить людям, потому что у меня совершенно другое отношение к искусству и таланту, который дает Господь. Я несколько раз отказывался иллюстрировать вещи, которые противоречили моим взглядам и убеждениям. Например, когда предложили поэму с явно либеральным отношением к русской истории и древним славянам, сразу сказал: «Ребята, это не ко мне…» Своими работами хочу либо радовать людей, либо напоминать о чем-то важном, затрагивать какие-то струны души. Если это реальный сюжет, то стараюсь изобразить его так, чтобы в нем  звучала  позитивная нота. Критический реализм тоже не для меня. Думаю, что мой зритель – довольно широкий круг общественности с традиционными взглядами на искусство. Мне хочется, чтобы побывавшие на моей выставке не просто уходили с впечатлениями «здорово» и «все понравилось», а получили удовольствие от рассматривания работ и, возможно, пожелали прийти еще раз.

– Что для Вас важнее в творчестве: выразить свой внутренний мир или постараться своими работами  изменить окружающий мир?

– Однозначно – изменить мир людей. Обратить внимание на то, что вокруг нас есть что-то светлое, доброе, поделиться хорошим настроением, заставить улыбнуться. Внутреннее самовыражение – вещь для художника важная, но кто сказал, что у него такой замечательный внутренний мир, что его стоит демонстрировать? Как раз об этом недавно прочитал интересные размышления православного политолога Константина Душенова, который считает, что художники должны изображать красоту окружающего мира, а вовсе не свою внутреннюю сущность, которую редко можно охарактеризовать важной, нужной и интересной. Считаю, что внутренний мир художника должен складываться из общего контекста его работ. Своим творчеством я стараюсь внести посильную лепту в противодействие некоторым современным не очень здоровым тенденциям в искусстве, которые изображают наш мир не совсем адекватно.

– Какую роль в Вашей творческой жизни сыграли учителя? Был ли тот человек, благодаря которому Вы состоялись как художник?

– Процесс обучения занимает довольно долгое время: занятия в художественной школе, училище, институте, и везде есть свои наставники. На самом деле в институте уже мало чему можно  научиться, там, как ни странно, люди больше учатся друг у друга, сама атмосфера вводит в художественную жизнь. Самый важный для меня Учитель с большой буквы – это мой преподаватель художественной школы города Мурманска – Людмила Ивановна Чистякова. Я не только учился у нее, поступив сразу во второй класс, она не позволила мне смалодушничать и бросить школу. Если бы я тогда так поступил, это означало бы – не справился!  Мечтал о свободном времяпрепровождении, не выполнил летнее   задание…   Людмила Ивановна разобралась, поддержала и направила в нужное русло, за что ей огромное спасибо. В отличие от преподавателей других групп, она нас держала буквально в ежовых рукавицах, заставляя работать на совесть. В результате из 23 учащихся нашего класса почти все стали профессиональными художниками, а многие из них – настоящими мастерами, известными далеко за пределами России. И таких выпусков у нее было несколько.

– Откуда берется вдохновение?

– Мнение о том, что человек творит, когда приходит вдохновение – просто распространенное заблуждение. Творчество – это внешнее проявление долгой, скрытой работы внутри человека. Сначала приходит мысль, озарение, затем начинаешь ее обдумывать, и это может происходить довольно долго. Иногда даже пробуешь набрасывать  эскизы, оставляя периодически их и возвращаясь вновь. Все время возникают новые идеи, продумываешь детали. В какой-то момент, когда чувствуешь себя готовым, начинаешь работать. Со стороны это может выглядеть  как внезапное озарение, но в действительности все не так. Буквально на днях я собираюсь начать новую работу, которую в подробностях обдумываю уже пару недель. А внешне может показаться, что меня посетило вдохновение. Думаю, это касается любой деятельности. Любой экспромт, как правило, плод большой деятельности и большой подготовки. Даже очень талантливый человек через некоторое время понимает, что, не торопясь  и все обдумав, можно было сделать лучше. Или, как в поэзии, слова – алмазы, а чтобы получить из них настоящий бриллиант – стихотворение, нужно хорошо потрудиться. Я бы  скорее говорил не о вдохновении, а о настроении…

– У Вас есть Муза?

– Это моя жена Юля. Мы вместе учились, она тоже художница. Она для меня не просто муза, а последняя инстанция, ее мнением я очень дорожу. Любая моя работа заканчивается только тогда, когда Юля скажет, что это хорошо. Если что-то не так, я понимаю, что она права, но не всегда получается поправить: то не получается, то времени не хватает. Друзья, просматривая мои работы, часто говорят: «Саш, у тебя все время Юля получается». Имея в виду не портретное сходство, а типаж, конечно.  А как может быть иначе, если я выбрал эту женщину?

– Вы согласны с мнением, что творческим людям доступно больше, чем другим: они видят мир иначе, чувствуют тоньше?

– Вокруг людей творческих профессий много всего надуманного. Порой с помощью внешнего антуража пытаются создать образ художника, популярный в обществе. А на деле выходит –  чем больше антуража, тем меньше способностей. Настоящий творец, как правило, не нуждается ни в какой атрибутике. Простое общение все расставляет на свои места. Чаще творческие люди – такие же, как и все, и профессии у них могут быть абсолютно разные. Я бы сказал, с годами и опытом развивается профессиональное видение. К примеру, обычный человек может просто восхищаться видением заката, а художник сразу начинает прокручивать в голове творческую задачу: как можно передать краски, как изобразить, чтобы это было интересно зрителю, а еще хорошо бы это убрать, это подвинуть, цвет взять другой, а небо сделать темнее и т.д. То есть начинает моделировать. И это художнику скорее не дано, а наработано со временем. Идей может быть миллион, главное – уметь их воплотить. Профессиональному художнику это удается. Художники-любители, как правило, думают, что они все умеют, в действительности же обходятся тем, что есть. А те, кто только начинает учиться живописи, долгое время считают свои идеи оригинальными, хотя все давно открыто и опробовано.

– Преподавательская деятельность Вам помогает  как творцу?

– Трудно ответить. С первоклассниками поначалу приходится долго работать, прежде чем почувствуешь отдачу. А потом начинаешь получать истинное удовольствие от общения с учениками. К примеру, сейчас мне очень нравится класс, в котором я преподаю. Это уже довольно взрослые ребята, они легко воспринимают все, что я пытаюсь до них донести.

Иногда возникают довольно забавные моменты. Когда долго занимаешься с детьми,  настолько погружаешься в поиск ошибок в их работах, что, выходя на улицу, начинаешь замечать за собой странные вещи: хочется вернуть вертикальное состояние наклонившемуся фонарному столбу, а глядя на покосившееся здание, думаешь: «Чем не Пизанская башня? У нас они в каждой деревне в избытке…» Меняется восприятие окружающего мира, во всем ищешь строгое расположение линий, анализируешь симметрию.

– Александр Владимирович, какие советы Вы чаще всего даете ученикам?

– Очень важно, чтобы ребята поняли, что изобразительное искусство – такая же профессия, как и любая другая: чтобы в ней состояться, нужно много учиться и работать. Стадии работы художника также схожи с другими: анализ, предварительная работа, связанная со сбором материала, работа над эскизами, собственно, сама работа. Она обязательно должна быть завершена: и это тоже нужно уметь почувствовать, ведь если результат не очень хороший, от него можно оттолкнуться и работать дальше. Я думаю, важный момент еще и в том, насколько художник удовлетворен своей работой. Он может радоваться ей неделю-две, а если это происходит дольше, то уже что-то не так:  за это время можно найти нюансы, которые хотелось бы доработать. Художнику необходимо уметь критично относиться к своей работе. Невозможно сделать все безошибочно и безупречно, нужно анализировать и двигаться дальше. Это больше относится к начинающим художникам, которые еще постигают азы: для них каждая работа должна быть ступенью  для  следующей.

Одной из очень важных составляющих работы с детьми в художественной школе, помимо обучения навыкам рисования, должно быть и приобщение к отчасти мировоззренческим понятиям, формирующим личность. Мы все время говорим с ребятами об отношении к искусству, о том, что красиво, а что нет. Многие люди с легкостью признают, что у них нет слуха, а в отсутствии вкуса вряд ли кто признается. Вкус редко бывает талантом, полученным при рождении, он  должен воспитываться. И публику нужно воспитывать своими работами.

– Вы ведете активную общественную деятельность, руководите Детской школой искусств. Как эти нагрузки удается сочетать с творческой деятельностью?

– Я много раз пытался размышлять на эту тему и давно понял, что заниматься одним творчеством мне скучно. Жить в городе, видеть его проблемы и быть равнодушным к ним я тоже не могу. Не могу молчать, видя несправедливость, так же, как не могу сидеть  сложа руки, если в состоянии сделать что-то полезное. В очередной момент задаю себе вопрос: «Если я это не сделаю, то кто?» Возможно, вообще никто. Или найдется тот, кто захочет сделать это не совсем так, как я представляю. Хотя это тоже неплохо – будем работать параллельно.

К примеру, 10 лет назад мы создали творческое объединение «Художники Дубны», так как поняли, что художники   у нас в городе были слабо объединены, мало общались, выставки проходили  время от времени. Возникло желание работать вместе. Теперь практический каждый художник может принять участие в городской выставке минимум два  раза в год. Получилось так, что возглавляю его я, хотя много раз предлагал выбрать кого-то другого. Одновременно понимаю, что мне проще этим заниматься  благодаря опыту административной работы, полученному образованию и наработанной практике. Знаешь, к кому обратиться, с кем поговорить, как это лучше сделать, как проанализировать ситуацию, оформить проект. На одном энтузиазме далеко не уедешь. Анализ очень помогает избежать лишних временных и материальных затрат: можно просто пробовать и  набивать шишки, а можно все продумать и сделать по-другому.

Смена деятельности – всегда лучший отдых. Возможно, это своеобразное устройство психики: я легко переключаюсь с одной работы на другую. Чтобы сесть рисовать, мне не нужно настраиваться и создавать специальный эмоциональный фон – просто сажусь и погружаюсь в работу, при этом отключаюсь от всех остальных проблем. Любую другую работу я могу спокойно сочетать, решая одновременно несколько задач. К примеру, плавая в бассейне, продумывать план ремонта в школе, решать административные вопросы и анализировать проекты. Находясь в школе искусств – легко распутывать клубок разноплановых проблем. Но если я за мольбертом, то все остальное просто уходит на второй план. Для меня творчество – хорошее средство релаксации.

– Что для Вас более ценно: сама картина как конечный результат работы или процесс ее создания?

– Конечно, результат. Хотя процесс – это, несомненно, замечательно и интересно. В процессе работы, как правило, не анализируешь свои ощущения, получаешь наслаждение. У Виктора Попкова есть картина «Работа окончена» – автопортрет художника на фоне ночного окна, спящего после выполненной работы тревожным, тяжелым сном человека, отдавшего без остатка все душевные силы. Так иногда происходит, но полученный результат того стоит. Еще очень важно оформить работу, только тогда зритель сможет ее по достоинству оценить.

– Вы счастливый человек?

– Думаю, да. Чтобы чувствовать себя счастливым, мне нужно заниматься тем, что интересно. Я никогда не думал, что буду работать в художественной школе, тем более не представлял себя ее директором. В итоге сейчас  счастлив  тем, что занимаюсь любимым делом. Это одна из составляющих счастья. А главное,  конечно,  семья, в которой, слава богу, все хорошо. В таких случаях о людях обычно мало  пишут. Собственно, о чем рассказывать: жена одна, дети растут и учатся, он никого не бьет, не пьет, ни за кем не бегает. Вот если бы художники, случаем, на вернисаже подрались, тогда, может, и в новостях показали бы…  Шучу, конечно…

– Каковы Ваши ближайшие планы?

– В данный момент, скорее, завершение планов. Я долгое время делал иллюстрации к пословицам, летом плотно работал над ними и задумал издать на их основе календарь. Использовал русские народные пословицы в одной тематике, например: «Глаза – не пули, а сердце ранят», «Суетлив воробей, а пиво не сварит», «Жалует царь, да не жалует псарь». К июлю – месяцу празднования юбилея города – планирую поставить иллюстрацию «Где родной край, там и рай» с изображением Дубны. В оформлении мне помогает сын Арсений, который сейчас учится на дизайнера. На выставке можно будет увидеть результат этой работы.

– Ваши пожелания посетителям выставки.

– Обязательно приводите детей, для них будет много интересных работ детской направленности. Я пытаюсь в своем творчестве показать красоту окружающего мира. Если люди перестают ее видеть или просто забывают о ней или не успевают за общей рутиной жизни, хочу просто еще раз напомнить своими работами: «Жизнь прекрасна и удивительна. Господь создал мир очень разнообразным и ярким, наслаждайтесь и не забывайте его об этом благодарить!»

Евгения Штайн

Фото из личного архива Александра Пасько

Художники Дубны о творчестве Александра Пасько

Юрий Мешенков:

– Ценен тот художник, чьи работы отличаются от всех. Творчество Александра Пасько очень самобытно. У него свой стиль. Придя на выставку, можно сразу определить его работы. Он много и плодотворно работает. Всегда прямо высказывает свое мнение обо всем, что касается искусства, и делает это очень профессионально.

Александр Сериков:

– Он профессиональный художник. Пишет в своей, только ему свойственной манере. Его работам свойственны некая  аппликативность,   моноцветность, больше подходящая к иллюстрации. Он делает все очень четко, доводя до филигранности. Работы впечатляют уважением к деталям, содержанию и форме. Иллюстрации у него просто поразительные, от них веет любовью: он проникает в суть, и получаются очень живые образы. Мне лично всегда интересно увидеть то, что другой художник нашел в себе, в жизни и в мире. Александр – большой молодец, и мы хотим его видеть таким, какой он есть. Удивительно, но он находит время  заниматься и общественной деятельностью, не замыкаясь в собственной мастерской, как большинство художников.

Алексей Качан:

– Это талантливый творец, творческая личность. У него свой взгляд, свое мнение. Нашему городу повезло, что в течение 10 лет художественной школой руководит такой талантливый человек, член Союза художников России. Художник может в поисках себя очень долго не быть творцом. А Александр в своем молодом возрасте очень многого в творчестве достиг, получил высокое общественное призвание. Молодой, красивый, сильный. Объединил художников Дубны. Наш творческий союз – продолжение русского классического взгляда и реорганизации искусства, и оно у нас получается. Пожелаем юбиляру продолжения той радости, которую он сам испытывает и дарит зрителям. И удачи!

 
 
< Октября 2015 >
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 30 31  
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.