СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Последний на земле после Паваротти Печать
12.11.2015 06:56

Знаменитый музыкальный критик Артемий Троицкий как-то сказал: «На земле есть два уникальных голоса, и они принадлежат Паваротти и Кувезину». Об ушедшем восемь лет назад Лучано Паваротти знают, наверное, все. Кто же такой Альберт Кувезин – теперь уже, если следовать логике Троицкого, единственный, – концерт с участием которого состоится 19 ноября в 19:00 в зале администрации?

Наверное, один из самых известных тувинцев в мире, популярность которого наверняка окажется выше, чем у министра обороны Сергея Шойгу. Прогремевший в 90-х годах музыкант, как и положено уроженцу Тувы, блестяще владеет техникой горлового пения; уникальность же его голоса в том, что Кувезин обладает, пожалуй, самым низким в задокументированной истории каргыраа, то есть подвидом горлового пения, относящимся к самому басовому регистру. Название «каргыраа» – производное от «хрипеть», «бурлить при кипении»; у калмыков, в традиции которых существует схожий стиль исполнения, близкий термин «хоркрэн» переводится как «рёв верблюда». Тувинские шаманы используют каргыраа как звук спокойствия, обострения внимания или сознания человека: считается, что он выгоняет из тела злых духов и коварных паразитов.

Наш сегодняшний собеседник, однако, примечателен не только характеристиками своего необычного голоса. В мировой истории музыки (именно так!) он едва ли не более заметен как радикальный реформатор тувинского фольклора, один из основателей не требующего расширенных комментариев стиля «Тува рок». Объединив многовековые традиции с современным звучанием и ритмами, Кувезин с его главным коллективом «Ят-Ха» совершил настоящий прорыв. Уже в 1990-м году коллектив получил на фестивале «Голос Азии» специальный приз от легендарного Брайана Ино, а в 2002-м был назван радио BBC лучшим в мире коллективом в области world music (то есть музыки, тесно связанной с тем или иным национальным наследием). Альберт говорил о сути своего стиля: «Мы всё-таки современные люди, и поэтому нам ближе рок-н-ролл, но корни – это, несомненно, традиционная музыка: горловое пение в сопровождении народных инструментов. Традиционная для нашей культуры мелодика. Электрогитары звучат на фоне нетипичных для рок-музыки, более живых азиатских (в том числе и арабских) ритмов. Музыканты, играющие подобную музыку – это всегда своеобразные мостики, благодаря которым осуществляется связь времён».

19 ноября в Дубне состоится совместное выступление Кувезина и молодой тувинской группы «Хартыга» («Сокол»), уверенно наступающей на пятки старшим товарищам (её вокалиста Начына Чореве специалисты называют одним из лучших голосов поколения). Однако, как и положено в уважающей традиции Туве, право рассказать о проекте молодые музыканты уступили представителю первой волны тувинского рока, который вскоре после дубненского концерта отметит полувековой юбилей.

– Альберт, о тувинской народной музыке ходит множество слухов: многие знают о горловом пении как о чём-то уникальном, но никогда его не слушали. Некоторая часть аудитории наверняка соберётся на концерт просто для того, чтобы посмотреть на эту диковинку. Однако на самом деле вы достаточно далеко ушли от тувинского фольклора в его чистом виде. Где вы себя видите относительно традиционной тувинской музыки?

– Нам подходят многие ипостаси. Сегодня мы и хранители традиций, и реформаторы, и образчики современного состояния. Хотя я лично больше считаю себя реформатором-хранителем.

– Для слушателя за пределами Тувы практически не существует шансов понять, о чём ваши песни: люди элементарно не знают языка, даже самых ключевых его слов.

– Это никогда не мешало нам наладить контакт с публикой, хотя, конечно, иногда люди хотели узнать, о чем мы поём. Но это в большинстве наших песен не главное.

– Так о чём, собственно, эти песни?

– Да обо всем, как и всегда в жизни. Вот, например: «Вырвать бы клыки у волка, съевшего моего коня. Выколоть бы глаза чиновнику, обидевшему мою мать...»

– Бытует мнение, что отечественные рок- и джаз-музыканты традиционно шли по следам западных, отставая от них в деле технической подготовки, обучения, генерации новых идей, и только с открытием границ и регулярным появлением иностранных гастролёров и педагогов более или менее догнали общемировые тенденции. Полагаю однако, что в Тыве такое регулярное появление до сих пор не стало нормой. Чувствуете ли вы себя в этой связи равными российским и иностранным коллегам в плане подготовки и мастерства?

– Когда-то в Туве была схожая ситуация, с той лишь разницей, что мы учились и догоняли в основном советских музыкантов, а не зарубежных. Потом, где-то с конца 80-х и почти на все 90-е, наши пути разошлись. Часть наших, тувинских, музыкантов пошла своей дорогой, отличной и от западной, и от российской (а россияне в то время продолжали идти за Западом!), причём пошла с удвоенной силой и темпом. Нам удалось создать что-то своё, современное тувинское, особенно в фольклорно-акустическом жанре и аранжировке народных песен. Теперь же у нас много последователей и за границей, и в России, они пытаются достичь мастерства в нашей музыке, как когда-то давно тувинцы пытались копировать советских и иностранных мастеров.

Но лично я не пытаюсь ни догонять кого-то, ни обгонять, ни идти вровень. Всегда хочется создать что-то своё, правда, не всегда и не сразу получается. Но всё же уровень музыкального исполнения в Туве очень вырос, впрочем, как и в России в целом. Наша молодежь следит за самым популярным и интересным в современной музыке. Ну, а «попса», конечно, копирует.

– Расскажите, пожалуйста, о том пути, который проходит тувинский музыкант от первых попыток заниматься музыкой до серьёзных профессиональных гастролей. С чего Вы начинали, какие шаги стали ключевыми в профессиональном становлении?

– Если взять примеры успешных  групп из Тувы, как, например «Хуун-Хуур-Ту» и «Ят-Ха», то у их музыкантов за плечами был большой опыт работы в советское время. И в филармониях, и в составе вокально-инструментальных ансамблей, и в структуре всяких «Росконцертов»… А потом уже началось создание своего с учетом полученных опыта и знаний. У более молодых, но тоже заметных (как, например, «Алаш»), несколько другой путь. Но вообще у каждого – свой путь и судьба. Так что выбросите всякие книги вроде «Как стать звездой». Надо просто творить, искать, экспериментировать. Просто работать...

– Как Вы оцениваете реакцию слушателя – есть ли понимание того момента, когда Вы превращаетесь для него из «музыкальной экзотики» в полноценно интересного артиста, в чьём творчестве он сумел увидеть самостоятельное оригинальное содержание?

– Уже давно пришло такое понимание. И я рад, что есть такой слушатель и мы не зря что-то творим и экспериментируем. Хотя когда-то давно, действительно, мы были экзотикой, а некоторые даже «циркачами». Впрочем, и сейчас я тоже часто вижу циркачей и трюкачей, а не музыкантов.

– Насколько свободна и открыта ваша музыка? Предполагает ли она жёсткие аранжировки или спонтанное развитие на сцене, допускаете ли вы какие-то присущие традиционному фольклору открытые импровизационные формы?

– Если взять в пример «Ят-Ха», то там исполнение достаточно свободно, и порой композиция во время концерта может измениться, хотя в основе всё же лежат готовые аранжировки. В целом концертное исполнение и звучание «Ят-Ха»  отличается от студийной записи, иногда очень сильно. В группе «Хартыга» тоже много импровизаций, но пока что мы в поиске, и аранжировки меняются с каждой репетицией.

– Как вас принимают на родине? Существует ли отторжение у консерваторов идеи смешения традиционного фольклора с современным звучанием?

– Когда я начинал свои эксперименты, неприятие было. Даже со стороны большинства друзей и коллег было заметно ироничное отношение. Сейчас в целом наш подход стал нормой, но, конечно, всегда найдутся те, кому это не нравится.

– В каком организационном формате существует Ваш коллектив – это независимый творческий союз, штатный коллектив филармонической организации, что-то ещё? Помогают ли вам властные структуры, коммерческие спонсоры, частные благотворители?

– «Ят-Ха» всегда была независимой группой и никакой помощи от всех перечисленных вами не получала. Хотя всегда на пути попадались добрые и умные люди. Про группу «Хартыга» пока просто не могу комментировать. Время покажет.

– Известно, что Вы занимаетесь ещё и депутатской деятельностью (Кувезин – депутат Верховного Хурала Тувы, то есть парламента республики). Она как-то связана с музыкой и культурой?

– Напрямую – нет, но представители сферы культуры и музыканты постоянно ко мне обращаются с различными вопросами и за помощью. Я сам расцениваю свою депутатскую деятельность больше как общественную.

– Напоследок – что Вы можете рассказать о Туве такого, что стоило бы знать россиянину из европейской части России? Чем можете заинтересовать нашего слушателя до такой степени, чтобы ему захотелось поехать в очередной отпуск в Туву, а не куда-нибудь в Турцию?

– Просто перефразирую классика: «Умом Туву не понять, аршином общим не измерить. У ней особенная стать...» Природа и ландшафты Тувы могут поразить воображение любого. Конечно, пока нет достойной инфраструктуры туристического бизнеса, нет комфорта. И трудно добраться. Но посетить есть что: летом – фестивали «Хоомей в Центре Азии», «Устуу-Хурээ», всенародный праздник животноводов «Наадым»...

Добраться до действительно прекрасной и удивительной Тувы действительно непросто: лишь недавно был возобновлён нечастый и недешёвый прямой авиарейс на Москву, а вдобавок местная авиакомпания время от времени летает лишь на Красноярск и Новосибирск. Железной дороги в спрятанной за горами республике попросту нет. Автомобильное же сообщение от ближайшего аэропорта – это добрых 400 километров от Абакана через горные Саяны. Так что, пожалуй, пока реальнее всего прикоснуться к самой что ни на есть настоящей тувинской культуре именно через концерты таких мастеров, как Кувезин и его молодые коллеги. 19 ноября в зале администрации (ул. Балдина, 2а) у жителей Дубны есть такой шанс. Приглашаем!

Юрий Льноградский

 

 
 
< Ноября 2015 >
П В С Ч П С В
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.