Богослужебный инструмент Печать
10.02.2011 10:40

30 января в Органном зале хоровой школы мальчиков состоялся концерт студентов кафедры органа и клавесина Российской академии музыки им. Гнесиных.

Говорят, что цель органной музыки – вести людей к Богу. С 2004 года в Дубне регулярно проходят органные концерты, в которых принимают участие зарубежные и российские органисты. Среди них такие известные музыканты, как Гарри Гродберг, Константин Волостнов, Александр Фисейский.

До недавнего времени я думала, что органы традиционно связаны, в основном, с западной культурой, где они существовали с античных времен. И только совсем недавно я узнала, что первые органы появились на Руси с приходом христианства из Византии, когда оно еще не было разделено на католицизм, протестантство и православие. Орган в широком смысле – инструмент богослужебный, хотя не везде «конфессионально-церковный», как у нас в России. Православие запрещало игру на музыкальных инструментах в храмах. Но орган в Киевской Руси был устойчивой составной частью придворной и народной культуры. Во времена Петра Великого и Екатерины Второй органы строились в России, так же как и в Европе, где 17-18 века были «золотыми» для органа. В Санкт-Петербурге важную роль играли католическая церковь св. Екатерины и протестантская церковь свв. Петра и Павла. Интересно, что органная музыка, принадлежащая перу профессиональных композиторов России, начиная с Д. Бортнянского, известного в первую очередь своими хоровыми православными произведениями, сочетала в себе западноевропейские музыкальные формы с традиционным русским мелосом. Русский аристократ князь Одоевский одну из главных целей своей жизни видел в пробуждении интереса у русской музыкальной общественности к органу и к исключительной личности И. С. Баха. Часто на органе Одоевского импровизировал М. И. Глинка. Из воспоминаний современников известно, что Глинка был наделен выдающимся импровизаторским талантом. Высоко оценил органные импровизации Глинки Ф.Лист. Среди первых студентов-органистов был П. И. Чайковский.

В первом отделении концерта в Органном зале ХШМиЮ «Дубна» прозвучала музыка И.С. Баха. Органная музыка в Германии ко времени Баха, благодаря его предшественникам Букстехуде, Бему, Пахельбелю, уже обладала сложившимися традициями. Бах творил в таких музыкальных формах, как прелюдия, фуга, токката, пассакалия. Всю свою жизнь композитор не только сочинял музыку для органа, был прекрасным органистом и преподавателем, но и консультировал создателей этого сложного музыкального инструмента, занимался проверкой и настройкой новых органов.

Во втором отделении концерта прозвучала музыка В.А.Моцарта. Хотя Моцарт и являлся придворным органистом зальцбургского князя-архиепископа, произведений для органа им написано немного. Как правило, это произведения для механических часов или механического органа. Эти музыкальные механизмы были очень популярны в XVIII веке, выполняя роль своеобразного старинного магнитофона. Они исполняли без участия органиста пьесы, записанные на валиках. Для механических органов писали музыку Гендель, Гайдн, Моцарт и Бетховен. Для того чтобы исполнить эти произведения на большом органе, нужна их транскрипция (переложение). Такие органные композиции Моцарта и были исполнены на прошедшем концерте, в котором участвовали студенты И.Изотов, С.Фурник, О.Свергун, Л.Думбадзе, С.Сироткин, О.Кемова, Е.Колесов. Концерт прошел успешно при полном аншлаге заинтересованной, внимательной публики.

После концерта заслуженный артист России, солист Московской государственной академической филармонии, профессор кафедры органа и клавесина РАМ им. Гнесиных Александр ФИСЕЙСКИЙ ответил на некоторые вопросы корреспондента «Встречи»:

– Александр Владимирович, Вы открывали этот Органный зал в 2004 году. Какими особенностями и преимуществами обладает наш дубненский орган, построенный немецким мастером Хансом Юргеном Фогелем?

– Дубненский орган имеет ярко выраженное собственное лицо. Несмотря на небольшие размеры, орган обладает достаточным набором разнообразных регистров (всего их у нашего органа – 35). Это позволяет исполнять на нем музыку разных стилей: от эпохи барокко (Баха и Моцарта) до романтической (произведений Листа, Франка). Кроме того, орган оснащен компьютером, где заранее можно запрограммировать нужные регистровки. Он может использоваться и как концертный сольный инструмент, и как аккомпанирующий инструмент для хора, и как инструмент, пригодный для обучения начинающих органистов.

– Какие проблемы наиболее часто приходится преодолевать музыкантам, обучающимся игре на органе? Этот вопрос интересует меня не праздно, а как начинающую органистку – ученицу Вашей ученицы Лилии Кузнецовой.

– Если Вы обучались игре на фортепиано, то заметили, что принципы игры на органе очень отличаются. Основными выразительными средствами являются артикуляция (артикуляция в музыке связана с различными техническими приемами движения руки и пальцев) и агогика (в музыкальном исполнении небольшие отклонения от темпа и метра). Динамические оттенки не зависят от более сильного или более деликатного прикосновения к клавиатуре (сила нажатия на клавишу не влияет на громкость звука). Громкость звука регулирует специальное устройство, называемое швеллером. Важен также некий аскетизм движений, чтобы клавиши не стучали. Очевидны и координационные проблемы, которые лежат на поверхности.

 

– Да, действительно, левая рука все время норовит сыграть то, что в органной музыке написано для левой ноги. Ноги же в отличие от 10 пальцев рук, тоже имеют аппликатуру – играют носком и пяткой, причем надо учиться играть ногами «вслепую», на ощупь. Это очень непросто!

– Кроме того, органная музыка бывает католической и протестантской, и она отличается своей идеологией и философией. Пианисту об этом даже не приходится задумываться. А органы в католических костелах отличаются от органов в протестантских церквях. (В этот вечер на концерте исполнялись произведения протестанта Баха и католика Моцарта, но углубиться в эту непростую и очень интересную тему у нас, к сожалению, не было времени.)

– Кто из современных российских композиторов пишет музыку для органа, интересную для исполнителей?

– Для органа писали и пишут многие современные композиторы, например Софья Губайдуллина, Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Михаил Коллонтай, Александр Чайковский и Борис Чайковский, мой студент Сергей Сироткин, который выступал сегодня.

– Год 250-летия Баха Вы отметили серией концертов и необычной акцией, исполнив все органные произведения композитора в Дюссельдорфе в течение одного дня. Концертный марафон длился 19 часов подряд, начавшись в 6.30 утра и закончившись в 1.30 ночи следующего дня. Для чего Вам это было нужно? Чтобы попасть в книгу рекордов планеты? (российский аналог Книги рекордов Гиннеса).

Александр Фисейский улыбнулся, повисла загадочная пауза.

– Может быть, Вы хотели что-то преодолеть, доказать самому себе? По-моему, это невозможно. Сколько времени Вы шли к этому «рекорду»?

– Однако, видите, возможно. Я шел к этому не очень долго. Двадцать лет.

Маргарита Арабей