СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Музыкальный пир Печать
03.03.2011 12:14

Концерт «Созвездие созвучий», составленный из лучших фрагментов различных программ хорового театра Бориса Певзнера «Альтона» и представленный дубненским зрителям 20 февраля, был похож на подарок «Ассорти» (каждый номер – конфетка со своим сюрпризом)!

Распробовав первую «изюминку» – фрагменты из вокального цикла Шуберта «Прекрасная мельничиха» (транскрипция для хора Б.Певзнера и Е.Гречниковой), душа уже предвкушала новые опьяняющие изыски для гурманов – «Песни старого Тбилиси» Алексея Мачавариани и Иосифа Кечкмадзе. Русские народные песни «Комар», дуэт «Выйду ль я на реченьку» – «конфетки с орешками», спиричуэлы Леонарда Бернстайна «Мы женщины», «Господь спас Даниэля» – «конфетки» с ликером и с ромом.

Неповторимо были прожиты, прозвучав совершенно по-новому, всем известные русские старинные романсы «Я встретил Вас», «Очи черные». А романс неизвестного автора «Наглядитесь, очи ясные», записанный с напева Сергея Образцова (нар. арт. СССР, создатель Московского театра кукол), и русская народная песня «Ах, ты душечка» вызвали у меня слезы, шквал оваций и восторг зрителей!

То, что коллектив воплощает на сцене, сам Борис Певзнер, создатель нового жанра, определяет как «Концерт в лицах», в котором соединилось ансамблевое мастерство с театральной игрой, с музыкальными репликами и мизансценами. Труппу театра составляют высокопрофессиональные певцы, многие из которых – лауреаты международных и всероссийских конкурсов. Каждый из солистов является не только музыкантом, но и драматическим актером с живой, очень естественной мимикой и пластикой. И все же это не похоже на то, что можно увидеть в оперном или драматическом театре. Атмосфера иная, я бы сказала, более естественная. «Движение на сцене начинается там, где начинается движение души», – так считает Борис Певзнер, необыкновенно чувствующий музыку. Дирижер тонко ощущает действие в музыке и учит артистов почувствовать и передать это на сцене. Борис Певзнер является не только дирижером, но актером, педагогом и режиссером в своем коллективе. Удивительно то, что как режиссер Борис Певзнер не подавляет актерской личности, а как хоровой дирижер, добивающийся равноправного партнерского ансамбля, не уничтожает индивидуальных тембров голосов солистов! Это то, что не удается другим хоровым дирижерам. Даже если исполняемое хоровое произведение в целом имеет интересную форму и содержание благодаря дирижерской концепции, то, как правило, голоса из хора безлики, на концертах хористы стоят, монументально застыв, уныло уткнув глаза в папки с нотами. Совсем другое дело хоровой театр – ансамбль солистов Бориса Певзнера: Наталья Попова – сопрано, Дмитрий Рябчиков – баритон, Сергей Попов – бас, Александр Торадзе – бас-баритон, Павел Глядешин – тенор, Наталья Васильченко – сопрано, Алла Васильченко – меццо-сопрано, Андрей Кузнев – тенор, Ольга Калугина – сопрано, Михаил Миллер – бас, Андрей Герасименко – тенор, Наталья Свирина – меццо-сопрано, Лариса Лазарева – меццо-сопрано, Елена Гречникова – фортепиано. Елену Гречникову Борис Певзнер называет не аккомпаниатором или концертмейстером, а пианисткой, педагогом и своей помощницей-соавтором. Удивительна дирижерская манера, похожая на танец, игру, а иногда маэстро и вовсе исчезает с авансцены, и действие продолжается без него. Режиссура незаметна, как будто бы ее и вовсе нет, как будто все само собою так естественно живет и дышит. Однако во время «концерта в лицах» я словно ощущала незримую поддержку и одобрение артистов не только публикой, но и композиторами – авторами музыки.

Специально для коллектива хорового театра Бориса Певзнера композитор Михаил Боннер написал концерт в лицах «Долгое возвращение» о драматической истории еврейского народа в одном маленьком местечке, три сцены из которого очень эмоционально были исполнены на языке идиш.

И в заключение концерта, «на закуску», была «подана» феерическая опера-пародия «Итальянский салат» Ричарда Гене. Текст оперы составлял набор итальянских слов, в основном, музыкальные термины: staccato, legato, piano, forte и др., которые музыканты-артисты пытались не только исполнить, но и изобразить пластически, умудряясь одновременно донести и некий пародийно-оперный сюжет, с непременным воздеванием рук к небу и репликами «О, Dio!» («О Боже!») и «O, cielо!» («О небеса!»), с обязательным убийством в финале героини кинжалом (аккуратно в декольте) под неуместно восторженные, жизнеутверждающие аккорды и радостные восклицания хором: «felicita» (счастье)! Пародия получилась очень смешной!

Музыкальный пир удался на славу! Но пресыщения не чувствовалось. Благодарная публика щедро благодарила артистов аплодисментами, криками «браво» и выражала желание встретиться с коллективом Бориса Певзнера еще не раз!

Маргарита Арабей

 
 
< Марта 2011 >
П В С Ч П С В
  1 2 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.