Паломничество в Дивеево Печать
28.07.2022 00:00

Недавно прихожане храма Рождества Иоанна Предтечи в Дубне во главе с благочинным Дубненско-Талдомского церковного округа протоиереем Павлом Мурзичем совершили паломничество в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, по-народному Дивеево. Впечатлениями о поездке делится казначей храма Ирина Селезнева. Предлагаем её рассказа в сокращении, полностью текст можно прочитать на сайте благочиния dubna-blago.ru

 

Выксунский Иверский монастырь

Чтобы освободить мысли от суеты, было решено познакомить паломников с Выксунским Иверским женским монастырем.

История его начинается с 1864 года, когда на расстоянии всего в одну версту от крупнейшего горнозаводского села Выкса основали небольшую богадельню на 12 человек. Её основателем был известный в дореволюционной России всенародный старец-утешитель из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры преподобный Варнава (Меркулов). 44 года созидал и окормлял Иверский Выксунский монастырь старец Варнава. Много потрудился и еще один наш русский святой прп. Серафим Вырицкий.

От основания(1864 г.) до закрытия обители (1924 г.) ею управляли шесть настоятельниц.

В феврале 1993 г. прошла первая служба в домике около колокольн и. Как и говорил старец Варнава, «И наступит время расцвета, храмы начнут воздвигаться вновь». 17 август 2004 г. игуменьей монастыря назначили монахиню Антонину (Миронову), монахиню Дивеевского монастыря. И начала матушка Антонина с молитвы и дел милосердия. Как завещал старец Варнава: «Твори дела милосердия и угодишь Богу». Матушка Антония взяла под опеку брошенных детей. Обеспечила им кров, обучение, защиту и самое главное материнскую теплоту. Матушка Антония не смогла перенести ковид и отошла ко Господу в 2020 году. Сейчас монастырем управляет монахиня Александра (Ситникова), которая продолжает восстанавливать монастырские постройки и прежде всего Троицкий собор.

Матушка Венедикта

Мы приехали в Выксунский Иверский монастырь около шести часов утра. Разгрузили пожертвования – посуду для нового паломнического центра монастыря. Матушка Венедикта (мама почившей игуменьи Антонины) первым делом посоветовала посетить храм. В храме нас встретила икона прп. Варнавы Гефсиманского с частичкой его мощей. Главная святыня монастыря – Иверская икона Пресвятой Богородицы, она еще называется «Вратарница» и защищает нас от расколов и ересей. Возле этой чудотворной иконы создается впечатление, что она смотрит каждому в душу и призывает к покаянию и исправлению жизни.

Матушка Венедикта собрала нас в трапезной и начала беседу. Мы проговорили около двух часов. На вопрос: «Как сохранить мир в душе, если вокруг мира нет?», она ответила: «Мир есть, только его нет у тебя в душе». И спорить с этим невозможно. Все, чем мы не довольны, это наше внутреннее состояние, наши страсти, гордыня, тщеславие.

Вечером отец Павел долго общался с матушкой Венедиктой и очень проникся её отношением к жизни. Несмотря на то, что вся её семья была верующей, сама она не очень хотела жить полноценной православной жизнью. В храм её привело любопытство: а что же там такое происходит, что люди жизни отдавали за веру? И нашла она то, что искала. А как нашла, так и осталась в Русской Православной Церкви. Ее дочь стала монахиней Дивеевского монастыря, ну а потом игуменьей Выксунского Иверского монастыря. А сама матушка Венедикта отдала себя под покров Пресвятой Богородицы. Всю пенсию она отдает монастырю и ничего не боится. В ней нет страха, сомнений, неуверенности в завтрашнем дне. Она с Богом. Не на словах, а на деле, каждую минуту.

У источника

Попрощавшись с монастырем, взяли курс на источник прп. Серафима Саровского в Цыгановке.

Возник источник на месте явления Серафиму Саровскому Пресвятой Богородицы и был забетонирован в годы советской власти. И тогда прп. Серафим чудным образом перенес этот источник в доступное место, на границу охраняемой зоны – на берег реки Сатис.

Слова акафиста прп. Серафиму Саровскому «Радуйся, воды многоцелебныя кладязю неисчерпаемый…» в полной мере отражают желание прп. Серафима оказать помощь каждому, кто прикоснется к его целебной воде. Многочисленные чудеса исцелений происходят на этом источнике. Все, кто смог полностью погрузиться в источник, говорят одинаково: «Как заново родился. Тело горит, и одновременно ощущаешь легкость, бодрость, а в душе царит несравнимая радость от общения со святыней».

У раки с мощами преподобного Серафима

А наше паломничество продолжалось. Все, что можно увидеть сейчас на территории Дивеевской обители, это наказы Самой Пресвятой Богородицы, которая выбрала это место для Своего четвертого удела на земле и взяла под свой покров всех сестер, которые подвизаются в этом святом месте. Здесь и Афон, и Киев, и Иерусалим.

И вот мы стоим в очереди у раки с мощами прп. Серафима Саровского. В мыслях пролетает его житие, рассказы о детстве, о подвигах в Сарове, о разбойниках, о помощи монахиням и простым людям, беседа с Мотовиловым, проявление Духа святого на лице прп. Серафима – и как же нам подходить к такой святыне? Кажется, все мысли замирают от высоты Святости. Наше несовершенство, маловерие и самость особенно контрастно ощущаются и мгновенно покрываются любовью прп. Серафима. И сразу же появляется бодрость духа, необъяснимая радость и уверенность, что все вопросы могут быть решены, если только довериться Тому, кто нас сотворил, кто заботится о нас и ведет нас ко спасению, – Господу Иисусу Христу. Рядом с мощами собраны вещи прп. Серафима: вериги, епитрахиль, очки, поручи, скуфейка, план Дивеевской обители, мотыга, лапти.

Канавка Пресвятой Богородицы

Канавка Пресвятой Богородицы – это святыня монастыря, она есть только здесь по особому указанию Царицы Небесной. Матерь Божия сама прошла своими стопами по этой канавке. Существует поверье, что каждый, кто раз в год пройдет по канавке с молитвой «Богородица Дева радуйся…», произнесенной 150 раз, получит особую благодать от Самой Царицы Небесной. Текут реки людей по канавке. Мысленно благодаришь Господа, Матерь Божью, Серафима Саровского, наместниц и монахинь этого монастыря за из труды, заботу, молитвы.

В Троицком соборе

Слушая икосы и кондаки акафиста в Троицком соборе, понимаешь, какие дары может дать Господь, тем кто, оставив все, полюбит не красоты мира, а красоты Небесного Царствия, полюбит Христа, молитву, ближнего и всегда будет носить в сердца Пасхальную радость. Невольно взгляд падает на икону Пресвятой Богородицы «Умиление», и понимаешь, что Её любовью к людям создана эта обитель, что Она утвердила себя игуменьей монастыря, Она всем управляет, Она все разберет и уладит, Она за всех верных чад заступится.

Начинается литургия. Полный храм людей. Наш отец Павел исповедует, к нему длинная очередь. И вот мы слышим голос нашего благочинного на литургических возгласах и в душе радость, что и здесь отец Павел у Святого Престола молится за своих прихожан, за храмы, вверенные ему в управление, за наш город Дубну, за Россию.

В большом Троицком Соборе батюшка произнес проповедь. Он говорил о той Пасхальной радости, которая должна быть в душе каждого христианина, о том, что эта радость дается за духовные труды, за исполнение заповедей Божиих, за терпение, смирение и покаяние. И надо уметь хранить эту радость, не растрачивать на грехи и страсти. Эта радость – частичка Небесного Рая, который Господь приготовил для каждой души, а нам надо только идти путем спасения, терпения скорбей и «распинания» со Христом.

И вот несколько чаш выносят из алтаря. Люди ручейками тянутся ко святым Дарам, принимая Христа и соединяясь в Единое Тело Христово, в Единую Церковь.

Древний Муром

Дорога в Муром была быстрая. Красота природы, яркость красок, контрасты голубого неба, белых облачков, нежной зелени березок и темной зелени елей и сосен, буйство полевых цветов, распаханные поля, небольшие деревеньки – всё веселило душу, и возникало чувство благодарности Творцу. В такие моменты очень хочется быть достойным пользоваться этим даром и исправить свою жизнь, оставить обиды, осуждение, недовольство и пребывать в радости, тишине и красоте.

Автобус остановился между стенами Свято-Троицкого женского монастыря и Спасского мужского монастыря. Мы поспешили к мощам святых Петра и Февронии Муромских. Отец Павел провел молебен перед ракой с мощами благоверных князя Петра и княгини Февронии. Пример их жития ярко показывает, что любовь может соединить людей не только в этом мире, но и после смерти.

На обратном пути домой читали акафист «Слава Богу за все» и делились впечатлениями. Для чего люди отправились в такой дальних путь, что хотели получить и получили ли? На это каждый ответит себе сам. Ясно одно, что места, в которых мы побывали, святыни, которые мы посетили, мощи, к которым мы приложились дали нам новые силы изменить, исправить, обновить нашу греховную жизнь, побороть наши страсти и пороки. А самое главное – вернуться на путь спасения, вернуться на путь служения Богу, повернуться к вечности, которая нас всех ожидает.

Ирина Селезнева