Новая мозаика на храме Архангела Михаила в Талдоме Печать
01.12.2022 06:18

Храм Архангела Михаила в Талдоме снаружи украсил большой мозаичный образ Архангела Михаила. Создатель иконы - мозаичист Михаил Поляков из Дубны, руководитель Дубненской мозаичной мастерской, заведующий отделением монументально-декоративной живописи Дубненской школы искусств «Вдохновение».

Мозаика Архангела Михаила создавалась не на заказ, хотя и не верится, - так органично она вписалась в архитектуру. «По зову сердца делал, - признается её создатель художник Михаил Поляков. - Архангел Михаил - мой покровитель, захотелось сделать. Долго эта мозаика висела у меня в мастерской как творчество для души. На выставке побывала. И нашла свое место именно в храме Архангела Михаила, будто впрямь туда делалась. Идеально подошло место под нее. Красный цвет храма и желтый цвет мозаики - очень живописно, лучше и не придумаешь в плане тона, расцветки».

Редкое явление

Когда Михаил делал икону, талдомский храм Архангела Михаила он тогда еще не видел, и в то же время икона будто бы под него создавалась. Наверное, это и правда чудо, соглашается художник. И добавляет: «Редкое явление, когда именно большая творческая работа находит свое место. Когда делаешь мозаику под архитектуру, ты должен учитывать архитектуру. А тут так все совпало. Подошло даже в том, что в храме роспись по стилю 19 века, и в мозаике есть нотки 19 века».

Иконопись - одно из направлений творчества мастерской Михаила Полякова. «Мы православные люди, любим иконы, одно из направлений творчества нашей мастерской - иконопись», - рассказывает художник. Одна из его великолепных работ - мозаичная икона Пантократора (Вседержителя) пребывает в алтаре храма Рождества Иоанна Предтечи г. Дубны. Это копия мозаики палеологовских времен Христос Иперагаф («Наидобрейший») из церкви Богородицы Паммакаристы («Радующейся») в Константинополе. Теперь это мечеть и музей. Увидеть мозаику-оригинал сложно, доступ ограничен. А в дубненском храме Рождества Иоанна Предтечи этот образ можно увидеть всегда, когда врата алтаря открыты.

Михаил перечисляет последние работы. В Вологде украсили снаружи с четырех сторон храм-часовню преподобного Герасима Вологодского мозаиками с изображениями образов Спаса Нерукотворного, святителя Иоанна Милостивого, преподобного Герасима Вологодского и Святой Троицы. Сделали мозаичный иконостас для одного из храмов Дмитрова и икону Божией Матери «Помощница в родах» для церкви в Самаре. «Заказов много, - говорит Михаил Поляков, - это хорошо, это интересно. У нас и иконописцы есть. Я же не один все это делаю, мне помогают». Помощники в шутку называют себя подмастерьями. Сам мастер делает лики, а одежды, например, иконописец Ольга с дочкой Аней.

Михаил Поляков наделен не только художественным даром, но и организаторскими способностями. Сплотил коллектив талантливых увлеченных людей-единомышленников. Михаил считает, что главное - дать старт, а потом на каком-то этапе все начинает само функционировать.

Город-галерея

Такой старт дан и в области монументальных работ. Это серия из 19 мозаичных панно на Комсомольской набережной, охватывающих темы спорта, науки, градообразующих предприятий, значимых учреждений, виды Дубны. Конечно, объять необъятное невозможно, но главные изюминки Дубны угаданы верно. Впереди осуществление следующего проекта - мозаики на бетонных «треугольниках». Они будут выполнены в едином стиле с мозаичной галереей на променаде.

Михаил Поляков просто-таки фонтанирует идеями. Одна из них - сделать в полах ротонд на набережной стилизованные карты Дубны. Поглядел под ноги, и в интернет лезть не надо. «Сам памятник - ротонду - мы не трогаем. Только оформляем бетонный пол в том же античном стиле, что и ротонда. Красиво, функционально, к тому же мозаика будет держать бетон. Все упирается в средства», - говорит мозаичист.

По большому счету художник мечтает сделать город-галерею. Уже сейчас налицо принцип собрания мозаик. Нить мозаик начинается с мозаик Надежды Леже у Дворца культуры «Мир», затем тянется в арки бассейна, где восстановлена детская мозаика, заходит на набережную с мозаичными панно на конструктивистских тумбах и в будущем на «треугольниках» и, возможно, в скейтпарке. «Это же интереснейшая штука - город-галерея, город-музей, - увлеченно говорит Михаил Поляков. - У нас город ученых, а ученые - люди, близкие к искусству. Думаю, надо такую концепцию развивать. А художников у нас в Дубне много. Хочется жить в искусстве. Эстетика тоже человека воспитывает».

Помнишь каждый камешек

У Михаила Полякова много учеников среди детей и взрослых. Ольга Мерц - одна из них. Ей и Анне Сидоренковой уже доверено участие в создании мозаичных панно для набережной. Ольга поделилась впечатлениями: «Работа трудоемкая. Все камни ведут себя по-разному, к каждому нужно найти подход, понять, как он колется, во что превращается после того, как к нему прикасаются щипцы. Нужно приспособиться к нему. Сейчас идешь по набережной, смотришь и ощущаешь, что помнишь абсолютно каждый камешек. В каком настроении ты его подкалывал. Фрагменты помнишь - на этот мы потратили два дня, а этот так легко лег. Это не механический труд, это работа с вкладыванием себя и души. Потрясающее на самом деле творчество».

Светлана Козлова