О Пасхе - в вопросах и ответах Печать
29.03.2023 12:47

16 апреля православные христиане встретят Светлое Христово Воскресение. Пасху. В преддверии праздника клирик Дубненско-Талдомского благочиния протоиерей Виталий ШУМИЛОВ ответил на вопросы читателей, связанные со Страстной седмицей и Пасхой.

- Пасха - главный праздник у православных христиан. Почему так?

- Верно замечено, что у православных христиан Пасха, в отличие от католиков и протестантов, главный праздник годичного круга. В сознании западных христиан, так уж сложилось, главный праздник - Рождество Христово. Это отличие происходит от особенностей богословия, аскетики и менталитета Востока и Запада.

На Западе пристальное внимание уделяется земному обустройству: законам, правам человека, развитию цивилизации, бытовому комфорту. Вполне серьезно многие люди верят, что материальное благополучие - это признак божественного благословения за праведную жизнь. Они думают приблизительно так: Бог сошел на землю, что может быть радостнее этой благой вести?! И с этой радостью западные христиане живут долго и счастливо, устраиваясь в земной жизни со всеми удобствами.

В Акафисте Иисусу Сладчайшему поется: «Сего бо ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет». Цель пришествия Иисуса Христа в мир не благоустроить земное царство, а возвести человека на небо, в Царство Небесное. А это без Голгофы и Воскресения было бы невозможно. По словам апостола Павла, мы, христиане, «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего», то есть Нового Иерусалима - Царства Небесного.

Характерно, что святитель Иоанн Златоуст в своей проповеди на Рождество Христово 25 декабря 386 года, произнесённой в Антиохии, сказал: «Сегодня мы празднуем день Рождения Иисуса Христа, нашего Спасителя. Но, как это ни странно, только немногие знают об этом дне, да и мы узнали о нем лишь несколько лет назад от западных христиан». Значит, Пасху на Востоке праздновали всегда, со времен апостолов, а Рождество Христово только за несколько лет до указанной даты, причем узнали о ней именно от западных христиан.

Мы не унижаем значения великого праздника Рождества Христова, но для нас, православных христиан, Пасха всегда была, есть и будет главным праздником!

- О Чистом четверге слышали все, поздравления друг другу в этот день в сообщениях рассылают. К сожалению, не все знают главный смысл отмечаемого события. Многие уверены, что в этот день важно убраться в доме и помыться.

- Действительно, в народном сознании центр тяжести в значении этого дня сместился в сторону уборки и омовения. Церковь ничего не имеет против этой традиции, однако главным событием Великого четверга является воспоминание о Тайной вечере. Неизмеримо более важным в этот день будет исповедь и причащение Святых Христовых Таин, посещение вечером службы с чтением двенадцати Страстных Евангелий.

Однако традиция уборки и омовения в этот день не только народная, но и древняя церковная: к прочим подвигам поста древние христиане добавляли и отказ от омовения. Блаженный Августин объясняет ее происхождение следующим образом: «Если ты спросишь о том, как возник обычай омовения, то, по размышлении, наиболее вероятным объяснением мне кажется следующее: тела кандидатов к крещению, грязные после сорокадневного поста, были бы весьма неприятны для органов чувств, когда люди подходят к крещальной купели, если бы незадолго до этого они не были вымыты. Так вот, этот день (Чистый четверг) был удачно выбран по случаю повсеместного празднования Тайной вечери. Так как эта уступка сделана катехуменам (оглашенным), то и многие другие хотят помыться в этот день и ослабить пост».

Также с незапамятных времен в этот день проводилась уборка в храме, чистка церковной утвари. Это связано с воспоминанием о приготовлении учениками горницы, где состоялась Тайная вечеря, а также об омовении ног апостолов.

Кроме того, в этот день в некоторых домах принято печь куличи и красить яйца.

- Почему в Великий пост перед Пасхой выделяется праздник Вербное воскресенье?

- Сорокадневный Великий пост заканчивается Лазаревой субботой, воспоминанием самого великого чуда, совершенного Иисусом Христом - воскрешения Лазаря, пролежавшего во гробе целых четыре дня! Это чудо настолько потрясло жителей Иерусалима и прибывших на праздник еврейской Пасхи паломников, что народ наконец-то уверовал в Иисуса Христа как в мессию - Сына Давидова, прославлял Его как победителя смерти.

Но триумф этот был недолгим, уже на следующий день народ вернулся к своим повседневным делам, а синедрион и первосвященники окончательно решили убить не только Иисуса Христа, но и Лазаря, «потому что ради него многие из иудеев приходили и веровали в Иисуса». После входа во Иерусалим счет времени земной жизни Иисуса Христа пошел на дни, поэтому каждый день Страстной Седмицы называется Великим и имеет особое значение.

- Почему на Пасху освящают куличи, пасхи и яйца?

- После Своего Воскресения Христос не раз являлся ученикам и вместе с ними вкушал пищу. В память об этом апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом, оставляя перед ним часть хлеба, как будто Сам Христос невидимо присутствовал среди них. В наше время этот хлеб - артос - освящается во время пасхальной службы и всю неделю лежит в храме перед аналоем, его выносят на крестный ход, а в Светлую субботу он раздробляется и раздаётся верующим.

Кулич - это домашний, семейный артос, он освящается, точнее, благословляется в храме, его приносят домой и ставят в центре праздничного стола. И это значит - за столом невидимо присутствует Сам Христос, Хлеб жизни.

Другим пасхальным блюдом является творожная пасха, традиционно прессуемая в форме усеченной пирамиды. Пасха символизирует Гроб Господень и Воскресение Христа, поэтому на форме вырезают буквы «ХВ». Ещё одно объяснение формы пасхи - она олицетворяет Голгофу, где Христос был распят, поэтому на форме изображают орудия страстей - крест, копье и трость.

Пасха сладкая, в противовес горьким травам ветхозаветного пасхального стола. Там горькие травы говорили о горечи рабства, здесь сладкое блюдо - как символ радости освобождения от рабства греху и смерти.

Неизменный атрибут Пасхи - крашеные яйца. Яйцо - символ жизни, пробивающейся сквозь мертвую скорлупу, символизирующую смерть. Воскресением Христа, проведшего три дня во гробе, все верующие в Него также будут воскрешены к вечной жизни.

Традиционный цвет пасхальных яиц - красный. Он символизирует цвет крови, свет воскресения и царскую одежду - багряницу. Поскольку Христос есть «Царь Славы».

По преданию, обычай красить яйца пошёл с посещения Марией Магдалиной императора Тиберия. Мария протянула ему в дар простое яйцо и сказала: «Христос воскрес!». Император возразил: «Не может мертвый ожить, как и это белое яйцо не может стать красным». Но в тот же миг яйцо в руке Магдалины стало ярко красным.

В освящении куличей, пасох, яиц и других снедей есть еще один смысл. Принося в храм пасхальные яства, люди какую-то часть оставляют в качестве пожертвования. Человек таким образом проявляет свою любовь к тем, кто находится в нужде или по каким-то причинам не смог подготовить праздничный стол. В частности, это сотрудники храма и активные прихожане, которые на Страстной седмице днюют и ночуют в храме, помогая приготовить его к празднику. Оказывая милость другим людям, мы приносим эту жертву Самому Богу, сказавшему: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).

- Как поминают усопших в дни Пасхи?

- В радостные дни Пасхи и Светлой седмицы поминать усопших гласно не принято. На вопрос фарисеев Иисусу, почему твои ученики не постятся? Христос ответил: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2:19-20). Великий пост закончился, и неужели мы, «Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща», будем снова поститься и печалиться!

Ближайшее после Пасхи поминовение усопших совершается на Радоницу во вторник следующей после Фомина воскресения седмицы. Однако с советских времен сложилась устойчивая традиция приходить на кладбище в день Пасхи. Ничего плохого в этом нет, почему бы не поделиться пасхальной радостью со своими близкими людьми.

Некоторые православные относятся к этой традиции враждебно. Но здесь важнее другое: не когда приходить, а зачем и как приходить. Если для молитвы, убрать могилку и возложить цветы - это одно. А если устроить языческую тризну с употреблением алкоголя и возлиянием его на могилу с целью «угостить» усопшего - это другое.

Преподобный Дионисий, затворник Печерский, еще в XV веке во время пасхальной утрени, обходив с каждением мощи святых угодников в Антониевой пещере, воскликнул: «Святые отцы и братие! Христос воскресе!». В ответ ему от святых мощей как гром прозвучало: «Воистину воскресе!». Это так поразило святого Дионисия, что он с того дня ушел в затвор.

Если мы, чтобы не обидеть своих близких, придем с ними на кладбище в день Пасхи и поприветствуем усопших словами: «Христос воскресе!», то непременно услышим в своем сердце их радостный ответ: «Воистину воскресе!»