Собор новомучеников |
25.02.2011 09:42 |
2000-летие Рождества Христова для человечества – время подведения итогов. Что могут принести люди в дар Богомладенцу Христу, какими достижениями похвалиться?
В области экономической? Но здесь полная неуверенность в завтрашнем дне. В области государственного, политического и социального устройства общества? Но все модели общества являются постоянным источником конфликтов и среди социальных групп, и между государствами. Какой же итог 2000-летнего христианского бытия человечества может подвести мир? Единственный и бесспорный итог — это святые, воплотившие своей жизнью высочайший нравственный идеал христианства. Россия только за одно последнее столетие явила миру сонм святых, соразмерный всей предшествующей истории христианства, — мучеников, исповедников и подвижников благочестия. Русская православная церковь на примере святых своих мучеников дала образец нравственного совершенства, мужества, незамутненного видения вечного смысла жизни для себя и всего мира. Игумен Дамаскин (Орловский)
Одной из жертв большевистского переворота в 1917 году стала Церковь в лице ее представителей – священства и мирян. Первой жертвой среди священства стал первенствующий старейший член Священного синода Русской православной Церкви митрополит Киевский и Галицкий Владимир, злодейски убитый 25 января 1918 года в Киево-Печерской лавре деморализованными солдатами. Всероссийским Церковным собором 1917-1918 годов было установлено совершать память новомучеников и исповедников российских в первое воскресенье после 25 января/ 7 февраля н. ст. При советской власти это установление соблюдалось негласно – в тайных молитвах у Престола Божия. Некоторые новомученики и исповедники, принявшие свою мученическую смерть от богоборческой власти, были прославлены Русской православной церковью за рубежом (РПЦЗ, до 2007 года) и Русской православной церковью в России как местно чтимые святые. А в 2000 году, на юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви было совершено прославление Собора новомучеников и исповедников российских, в числе которых оказывался весь сонм пострадавших в годы гонений. Комиссия по канонизации пополняет печальный и одновременно славный список жертв новыми именами. Сейчас в Собор новомучеников и исповедников российских включено более тысячи имен. Сколько тысяч остались безвестными – Бог ведает Сам, и воздает им за верность в Царстве Небесном. 2-4 февраля 2011 года в Москве проходил Архиерейский собор Русской православной церкви, на котором был принят очень важный документ «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». Епископ Саратовский и Вольский Лонгин прокомментировал это событие: «Наверное, каждый сознательный православный христианин понимает, сколь многим мы обязаны нашим новомученикам: не только Церковь, но и весь наш народ обязаны им своим свободным существованием. Однако сегодня мы видим, что почитание новомучеников в нашем народе далеко не соответствует тому, каким оно должно быть. Меры, предложенные Собором, призваны ликвидировать этот неестественный перекос церковного сознания, актуализировать память церковного народа, обратить ее к тому примеру, который подали всем нам исповедники веры, — примеру стойкости, верности Христу и Его Церкви. В определении Собора говорится и о богослужебных, литургических формах почитания памяти новомучеников, и о возведении новых храмов, часовен в их честь, и о намерении Церкви инициировать создание художественных произведений об их подвиге...» С 1930 года в храме Похвалы Пресвятой Богородицы в селе Городище (ныне Ратмино) и до его закрытия служил священник Михаил Иванович Абрамов. После революции 1917 года он, как нелояльный к новой власти элемент, неоднократно арестовывался и подвергался репрессиям. В 1937 году, попав в самую жестокую волну репрессий, он был оклеветан, арестован и в очередной раз отправлен в тюрьму. Оперативный приказ НКВД СССР от 31.07.1937 г. №00447 об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов требовал следствие проводить быстро и в упрощенном порядке. Приговоры выносились заочно, то есть без вызова обвиняемого, а также без участия защиты и обвинения, обжалованию приговоры не подлежали. Специально указывалось, что приговоры к расстрелу должны приводиться в исполнение «с обязательным полным сохранением в тайне времени и места приведения». Так было и на деле: арестован отец Михаил был 13 ноября в день своего рождения, 21 ноября в день тезоименитства было вынесено решение «тройки» о расстреле, и 29 ноября приговор был приведен в исполнение. Отец Михаил принял мученическую смерть предположительно в главной областной тюрьме НКВД – в г. Твери, погребен в безвестной могиле. В 2000 году протоиерей Михаил Иванович Абрамов прославлен Русской православной церковью в лике святых новомучеников и исповедников российских. Его память мы празднуем в день его мученической кончины – 29 ноября, и в День памяти новомучеников и исповедников российских. К сожалению, до сих пор у нас нет ни фотографии нашего священномученика, ни даже его словесного портрета, чтобы была написана подобающая святому икона. Надеемся, с Божией помощью, со временем будет открыто больше, и объявятся родственники или наши земляки, которые смогут дополнить сухие строки архивных документов того времени. Просим откликнуться родственников, людей, которые могут что-то дополнить или сообщить о протоиерее Михаиле Ивановиче Абрамове или его родственниках, по контактным телефонам в Дубне: 8 (496) 219-943-79 или 8 (985) 386-10-52, или по адресу электронной почты: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript . В. и Н. Барановы |