СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Музыка игрового кино Печать
19.05.2011 10:33

Технические условия звукового кино позволяют одновременно фиксировать и репродуцировать как видеоряд, так и звук, и это, хотя бы приблизительно, дает им возможность равноправно участвовать в развитии драматургии фильма. Характер связей видеоряда и звука, как правило, определяется изобретательностью режиссера и композитора, которые подходят к этому вопросу исходя из своих замыслов.

 

Однако в любом случае музыка кино превращается в зафиксированный звуковой образ, навсегда связанный с фильмом, для которого была создана. Крупные композиторы, работающие в сфере кино, ослабляют подобного рода зависимость своей киномузыки от конкретных фильмов, создавая на ее основе разного рода произведения, которые исполняются в концертных залах. Одним из самых значительных сочинений подобного рода является кантата Сергея Прокофьева «Александр Невский».

 

«Вставайте, люди русские!»

В начале 1938 года крупнейший советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой фильм об Александре Невском. В качестве автора музыки он решил привлечь С.П.Прокофьева. Композитор вскоре после этого предложения отправился в Голливуд, где специально изучил технику музыкального оформления фильмов, хотя ранее им и была написана музыка к кинофильму «Поручик Киже».

По возвращении из поездки Прокофьев приступил к работе над картиной. Эйзенштейн в процессе создания фильма либо показывал композитору законченный кусок отснятой пленки, предоставляя самому решать, какова должна быть музыка к нему, либо Прокофьев заранее писал тот или иной музыкальный эпизод, а Эйзенштейн строил зрительный ряд, основываясь на этой музыке.

Фильм «Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу же получил всенародное признание. Успех фильма натолкнул композитора на мысль написать на материалах музыки к нему кантату. Задача оказалась очень непростой. Автору необходимо было полностью переоркестровать всю музыку, так как прежняя оркестровка была рассчитана на использование различных эффектов, применяемых только при записи киномузыки. Кроме того, из разрозненных фрагментов, звучащих на протяжении фильма, нужно было скомпоновать стройные разделы вокально-симфонического цикла. К тому же фильм был выпущен с плохо записанной звуковой дорожкой. Известно, что «низкое качество записи объясняется тем, что в фильм была вставлена черновая версия, которую еще предстояло переозвучить. Но еще до того, как это было сделано, фильм с черновым звуком просмотрел Сталин и утвердил именно в таком виде. Эйзенштейн не рискнул что-либо изменять в фильме, успешно прошедшем столь высокую цензуру».

Позднее, в результате напряженной работы С. Прокофьева на свет появилась его кантата сочинение 78, состоящая из семи частей: «Русь под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Мертвое поле» и «Въезд Александра во Псков» – она вобрала в себя все лучшее, что было в музыке к одноименному фильму. 17 мая 1939 года прошла премьера кантаты в Большом зале Московской консерватории. Это сочинение представляет собой полноценное классическое произведение и считается одним из лучших саундтреков (музыкальных оформлений фильма, мультфильма и т.п.)  в советском кино.

«Время, вперед!»

Георгий Свиридов (1915-1997) достаточно быстро стал популярным композитором: он учился у Дмитрия Шостаковича в Петербургской консерватории, но в отличие от многих композиторов первой четверти XX века не боялся писать традиционно и доходчиво. В частности, необыкновенно поэтична и обаятельна его музыка к кинофильму режиссера Владимира Басова «Метель»(1964), снятому по мотивам повести А.Пушкина

К творчеству А. С. Пушкина Георгий Свиридов впервые обратился в 1935 году, создав цикл из шести романсов – в них раскрылось самобытное мастерство 19-летнего автора. Тогда же произошло и открытие главной темы творчества Свиридова – темы поэта, его высокого предназначения и судьбы, неразрывно связанной с темой Родины и народа.

В конце 70-х годов Г. Свиридов вновь обращается к Пушкину. К 180-летию со дня рождения поэта он создает концерт для хора «Пушкинский венок». «Венок» включает в себя десять номеров, составляющих единое целое. Десять стихотворений, на которые написаны хоры, по содержанию не связаны между собой – единым целым их делает музыка, возвышенная по настроению и одновременно конкретная в своей образности, а подчас и картинности.

Всенародную любовь Г. Свиридову принесла оркестровая сюита, составленная в 1974 году из музыки к кинофильму «Метель». Она как нельзя более соответствует духу пушкинской повести, ее простоте и безыскусности, простодушию ее героев, их цельному, гармоническому восприятию жизни.

Динамична, проста и в какой-то мере плакатна музыка Г.Свиридова к художественному фильму режиссеров Софии Милькиной и Михаила Швейцера «Время, вперед!» (1965). Фильм создан по сценарию Валентина Катаева и рассказывает об одном дне строительства Магнитки в 30-е годы прошлого века.

Из музыки к этому фильму Г.Свиридов составил сюиту, которая состоит из 6 частей: «Уральский напев», «Частушка», «Марш», «Маленький фокстрот», «Ночь», «Время, вперед!».

Музыкальный фрагмент этой киномузыки (VI часть) долго использовался как заставка к информационной телевизионной передаче «Время», идущей на первом канале Российского телевидениия.

Трепетный мир Андрея Петрова

Сложно найти другого российского композитора, работавшего столь плодотворно и талантливо в диаметрально различных жанрах.

Отдельной гранью светится оперно-балетное творчество Андрея Петрова: опера «Петр Первый», балеты «Сотворение мира», «Берег надежды», «Пушкин», опера-феерия «Маяковский начинается». Помимо этого, Андрей Петров написал музыку более чем к 80 кинофильмам, среди них: «Человек-амфибия», «Я шагаю по Москве», «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Укрощение огня», «Белый Бим Черное ухо», «Служебный роман», «Гараж», «Петербургские тайны» и др.

Есть нечто объединяющее все творчество Андрея Петрова – это особая лирическая интонация, наполняющая его музыку светом и благородством. Как неоднократно писала критика, «лаконичная меткость характеристик делает мелодии композитора визитными карточками популярнейших фильмов, интимная общительность его музыки устанавливает ощущение близости между нею и миллионами слушателей-зрителей, а вкус и такт обеспечивают кинопартитурам статус подлинного искусства».

В жанре легкой музыки А. Петров написал несколько сюит «Уличные мелодии в смокингах»: в них входят миниатюры по 3-4 минуты каждая, сочиненные на основе его киномузыки. Эти сюиты часто включают в свои концерты симфонические оркестры – они заметно поднимают настроение у публики.

Андрей Павлович Петров (1930–2006) родился в Ленинграде. В 1954 году окончил Ленинградскую консерваторию. Он лауреат Государственных премий СССР, России, Премии Президента РФ, народный артист СССР. Был награжден кинематографическими премиями «Ника» и «Золотой Овен».

«Моцарт киномузыки»

Так именитые западные критики достаточно часто называют Эннио Морриконе (1928 г.р.). Маэстро написал музыку более чем к пятистам фильмам.

Она звучит в знаменитых картинах Серджо Леоне («Однажды в Америке», «За пригоршню долларов», «Хороший, плохой, злой»), Бернардо Бертолуччи («Двадцатый век»), Квентина Тарантино («Убить Билла»), Оливера Стоуна («Поворот»), Педро Альмодовара («Свяжи меня!»), Дамиано Дамиани («Спрут»), Жоржа Лотнера («Профессионал»), Майка Николса («Волк»), Брайана Де Пальмы («Неприкасаемые», «Миссия на Марс»), Франко Дзеффирелли («Гамлет»), Романа Поланского («Неистовый»), Барри Левинсона («Разоблачение», «Багси»), Владимира Хотиненко («72 метра») и многих других.  Записи саундтреков  Э. Морриконе расходятся гигантскими тиражами.

Между тем сам композитор не воспринимает всерьез столь восторженного трепета окружающих. «А сколько сочинил Бах? А сколько написал Моцарт в 33 года? По сравнению с ними я – безработный! – так говорит о себе итальянский маэстро. – Как я отношусь к тому, что меня называют «Моцартом киномузыки»? Я, конечно, так не думаю, но если другие так считают, то это не может не радовать меня. На мои мелодии часто делаются ремиксы (версии музыкального произведения, как правило, в более современной аранжировке). Я не имею ничего против, главное, чтобы они были сделаны профессионально».

В любом случае, известна чрезвычайная озабоченность маэстро качеством исполнения своих сочинений. Так, некоторые оркестранты даже отказались с ним работать из-за того, что он заставлял их репетировать более 8 часов в день. Однако Э. Морриконе всегда утверждает: «В конечном итоге хорошо выступать – это отдавать дань уважения публике!»

Материал подготовила Наталия Белага

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.