Образы птиц в искусстве |
22.05.2013 08:43 |
Ранние изображения птиц, имеющие характер религиозного культа, относятся к верхнему палеолиту. На мировом древе жизни место птиц на его вершине. В качестве птицы мирового древа в каждой конкретной традиции обычно выступает наиболее царственная птица. Среди них чаще всего встречаются орлы, лебеди, совы, а также разного рода мифические создания вроде вещей птицы Гамайюн, Жар-птицы, птицы счастья Симург и т. д. Птичья тема широко представлена в символике и эмблематике.
«Бездна – это время со своими печалями и горестями. Птицы – это противоположность времени, это наша жажда света, звёзд, радуги и бессловесного ликования во славу жизни» Оливье Мессиан Остановимся на образе лебедя в искусстве, где чаще всего он предстает как романтический образ. При этом лебедь является противоречивым символом: в нем соединяются свет и смерть, преображение и меланхолия. Он также является носителем как мужского, так и женского начал, что особенно ярко нашло отражение в музыке, балете, литературе, архитектуре, а его красота и пластика – как в предметах роскоши, так и в поделках народного искусства. Интересно проследить изображение лебедя в искусстве как носителя мужской силы и особой духовности. В первую очередь здесь можно вспомнить знаменитые сказки Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди», в которых злая волшебница превратила юных принцев в лебедей, или «Гадкий утенок», где маленький уродливый птенец, пройдя сквозь невзгоды и страдания, превращается в прекрасного лебедя. Среди поэтических сочинений в первую очередь вспоминаются знаменитые стихи выдающегося французского поэта-символиста Могучий, девственный, в красе извивных линий, Безумием крыла ужель не разорвет Он озеро мечты, где скрыл узорный иней Полетов скованных прозрачно-синий лед. Лебедями историки часто именуют выдающихся поэтов прошлого: Вергилия – «мантуанским лебедем», М. Опица – «боберфельдским», а В. Жуковского – «царскосельским». Культ этой гордой птицы известен со времен Древней Греции: там лебедь не только являлся символом верной любви и романтической смерти (он считался атрибутом Венеры – в ее колесницу всегда была запряжена пара лебедей), он был и символом Зевса. Громовержец, влюбившись в жену спартанского царя Тиндарея Леду, превратился в лебедя и в этом облике приплывал к своей возлюбленной. Из поэтов, начиная с Овидия (43 до н.э.–17 н.э.), свидание Леды с Лебедем описал в одном из своих «непристойных» сонетов П. Ронсар (1524-1585). Едва ли не самый известный англоязычный сонет XX века – «Леда и Лебедь» – принадлежит перу У. Йейтса (1865-1939). В стихотворении Йейтс задаётся вопросом: могла ли смертная возлюбленная Бога предвидеть последствия их мимолетного союза, а именно – рождение прекрасной Елены и ее сестры Клитемнестры, чьи жизненные коллизии привели к Троянской войне. Этот фривольный сюжет веками привлекал к себе не только поэтов, но и великих художников и скульпторов. Так, известна камея, относящаяся к I веку до нашей эры, на которой запечатлена интимная сцена Лебедя и Леды. Созданная неизвестным мастером из сардоникса, она в настоящее время находится в коллекции Эрмитажа. Гениальный Леонардо, так же, как и Микеланджело, писал полотна на этот сюжет. В Венеции к нему обращались Веронезе и Тинторетто, во Франции – Буше, Моро и Сезанн, в послевоенное время – Дали. В опере Лебедь был одним из героев оперы Р. Вагнера (1813-1883) «Лоэнгрин». В основу ее сюжета положены легенды широко распространенного в Европе мифа о Рыцаре Лебедя. На основе этих легенд Вагнер создал самостоятельное произведение, центральный конфликт которого основан на «характерной для раннего Средневековья встрече христианского мировоззрения и сохранявшегося язычества». Премьера «Лоэнгрина» состоялась в августе 1850 г. в Придворном театре Веймара под управлением Ф. Листа (Вагнер в это время скрывался в Швейцарии). В архитектуре Страстным поклонником творчества Вагнера был баварский король Людвиг II. Вступив на престол, он предоставил в распоряжение композитора роскошную виллу, а под впечатлением от его оперы «Лоэнгрин» построил замок Нойшванштайн – «Новый лебединый камень». Этот замок был воздвигнут в 1869-1886 годах в стиле рыцарской крепости. Архитектором и руководителем строительных работ был театральный художник Х. Янк. По воле монарха замок украшен лебедями: они присутствуют повсюду – в виде ваз и настенной живописи, вышитые золотом на гардинах, высеченные на фасаде и вырезанные на деревянной обшивке. Лебедь стал символом замка ещё и потому, что он был изображён на гербе рода графов Швангау, из которого происходил Людвиг II. В скульптуре Опера Лоэнгрин была поставлена в России в 1868-69 годах. В Большом театре постановка была возобновлена в 1902 году. В тот период одним из самых выдающихся исполнителей партии Лоэнгрина был всенародно любимый тенор Леонид Собинов (1872-1934). Скульптура лебедя на его могиле – творение великого советского скульптора Веры Мухиной (1889-1953), автора легендарного монумента «Рабочий и колхозница». Работала Мухина над надгробием Собинова в 1941 году. В тот период мастерская ваятельницы располагалась на окраине Москвы, и до нее уже долетали снаряды. Мухина боялась, что памятник погибнет, и поспешила установить свою работу на Новодевичьем кладбище. Возможно, поэтому на крыльях лебедя остались выемки от снаряда, разорвавшегося вблизи ее мастерской. Помимо мужского варианта образа лебедя существует и его женская ипостась. Как правило, это фольклорный образ Девы-лебедя. В сказках, легендах и преданиях дева-лебедь – олицетворение мудрости, волшебной силы, особой красоты и обольстительности. Так, в сказке А. Пушкина о Царе Салтане образ царевны также становится символом красоты и мудрости. Ее образ нашел отражение в творчестве великих русских мастеров XIX века – композитора Н. Римского-Корсакова (1844-1908), создавшего на сюжет сказки Пушкина одноименную оперу (1900), и великого русского художника М. Врубеля (1856-1910), написавшего портрет своей супруги Надежды Забела-Врубель, которая исполняла в ней главную партию. Врубель создает ее портрет в этой роли, однако это изображение несет в себе не только черты, присущие облику любимой художника, во многом оно является обобщающим образом героинь русских сказок. В балете В качестве символа женской нежности, красоты и изящества лебедь предстал в балете П. И. Чайковского (1840-1893) «Лебединое озеро». По одной из версий, Чайковский, вдохновленный видами замка Нойшванштайн, пишет «Лебединое» на сюжет одного из немецких преданий. По либретто Чайковского балет имеет трагическую развязку: поплатившись за увлечение Одиллией, Зигфрид вместе с Одеттой погибают в водах Лебединого озера. За время своего существования история прекрасной Одетты, превращённой в лебедя, неоднократно претерпевала изменения. «В годы тотального торжества социалистического реализма балет «Лебединое озеро» утратил свой трагический финал – таково было приказание свыше». Однако известный хореограф Ю. Григорович постарался избавить этот балет от всего, что исказило его за долгие годы существования, и не только восстановил трагический финал балета, он практически переделал всю постановку. Существует еще одна редакция балета с трагическим финалом, и принадлежит она выдающемуся танцовщику современности Другое дело, когда этого балета коснулась рука крупнейшего шведского хореографа, одного из культовых фигур балетного авангарда конца ХХ века Матс Эка (в настоящее время он в Большом театре осуществляет новую постановку). Эк – соратник и сверстник Д. Ноймайера, У. Форсайта, редко обращается в своих постановках к классическому танцу, и это несмотря на то, что все его ключевые спектакли поставлены на материале классического наследия балетного театра XIX века. Посягнув на «святая святых», он, в частности, предложил абсолютно невероятную версию «Лебединого озера» (1987). Российские СМИ писали об этой постановке: «Страшные фигуры, кто в пачках, кто в купальниках, все лысые (это парики), непонятно, кто они – мужчины или женщины, судорожно и уродливо кривляясь, носятся по сцене. Одни безобразные, грубые, антиэстетичные позы сменяются другими»… «На берегу лебеди корявые и агрессивные существа, – объясняет Эк свое видение этого спектакля. – Они ходят, переваливаясь с лапы на лапу, норовят схватить вас клювом. Я просто показал двустороннюю сущность этих созданий». Между тем существует еще одна, пожалуй, самая экзотическая версия «Лебединого», созданная китайским акробатическим балетом. Режиссер этой версии балета (2005) сказал, что по сложности и уровню искусства проект может соперничать лишь с подъемом на пик Джомолунгма. Возможно, именно поэтому средний возраст участников этого шоу – от четырнадцати до восемнадцати лет. В 2006 году китайские мастера привезли акробатический балет «Лебединое озеро» в Россию. Здесь эта постановка произвела такой фурор, что его исполнители были удостоены премии Улановой. «Лебедь» – один из номеров, включенных французским композитором К. Сен-Сансом (1835-1921) в инструментальную фантазию «Карнавал животных». Первые два исполнения этого сочинения состоялись в кругу друзей композитора в 1886 году. На одном из них присутствовал Лист – в тот момент великий композитор и пианист приезжал в Париж. В 1905 году знаменитый русский балетмейстер М. Фокин создал балетный номер на музыку «Лебедя» для гениальной русской балерины А. Павловой. В варианте Фокина-Павловой номер получил название «Умирающий лебедь». Красота этого шедевра балетного искусства и по сей день завораживает как танцовщиков, так и зрителей всего мира. В других видах искусства Множество мраморных и гипсовых садово-парковых скульптур, ваз и фигурок из фарфора, созданных 300 лет назад на Мануфактуре Мейсена, ювелирных изделий, клинков и ножей, украшенных затейливой гравировкой, деревянных сосудов и старинных прялок, расписанных под хохлому, полотенец, вышитых народными мастерицами, изделий из чугуна, сделанных каслинскими умельцами, связаны с изображением лебедей. Эти изделия исполнены вручную, поэтому каждый предмет сохраняет свою неповторимость. Таким образом, можно с уверенность сказать: лебедь и теперь, как и тысячелетия назад, привлекает художников самых разных направлений своей грацией, одухотворенностью и живописностью. Материал подготовила Наталия Белага |