Торжество православия Печать
29.02.2024 09:41

В текущем году 24 марта православные верующие будут отмечать Торжество Православия. Этот праздник отмечается в первое воскресенье Великого поста, поэтому дата праздника меняется из года в год. Праздник Торжества Православия установлен в 843 году и знаменует собой победу или торжество православного вероучения об иконопочитании над иконоборческой ересью.

 

Изображения Господа, Пресвятой Богородицы, ангелов и святых людей появляются у христиан довольно рано, уже со второго века. Согласно церковному преданию, первым иконописцем был апостол и евангелист Лука. Он первым запечатлел изображения Пресвятой Богородицы. Однако примерно с VII века в христианской церкви распространяется движение противников иконопочитания. По мнению сторонников этого движения, среди которых были и императоры и некоторые патриархи, почитание икон является нарушением второй заповеди: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им».

В Византийской империи в периоды правления императоров-иконоборцев на православных почитателей икон воздвигались самые настоящие гонения. По всей стране массово изымались и уничтожались священные изображения Иисуса Христа, Девы Марии и святых угодников. Те, кто пытался сберечь иконы от поругания или открыто защищал иконопочитание, подвергались различным притеснениям, ссылкам и мучениям, порой даже до смерти.

Несмотря на жестокие гонения со стороны иконоборцев истинное учение об иконопочитании восторжествовало. В 787 году в Никее был созван VII Вселенский Собор. Отцами Собора был составлен орос, вероучительное определение догматического характера, обязательное к исполнению всеми верными чадами Православной церкви. В этом определении говорится следующее: «Храним не нововводно все, писанием или без писания установленные для нас Церковные предания, от них же едино есть иконного живописания изображение, яко повествованию Евангельския проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе. Яже бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются. Сим тако сущим, аки царским путем шествующе, последующе Богоглаголивому учению Святых Отец наших и преданию Кафолическия Церкве (вемы бо, яко сия есть Духа Святого в ней живущего), со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней . Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие».

После Собора гонения на православных христиан немного ослабли и возобновились через несколько лет при императоре Феофиле. После его смерти в 843 году Православие было восстановлено на торжественной службе в первое воскресенье Великого поста в Софийском храме в Константинополе. Так в церковной истории закончился период выработки христологического богословия, и икона стала зримым свидетельством реальности Боговоплощения. С тех пор чин Торжества Православия совершается повсеместно в первое воскресенье Великого поста.

Ещё одним значением данного праздника, на который стоит обратить внимание, является Торжество Православия в личной жизни верующего, как результат духовных трудов и молитвенных подвигов. Здесь Торжество Православия - это подитог первых дней Великого поста, когда верующий старается жить в соответствии с заповедями Христа в максимально возможной для себя мере. Торжеством Православия должна стать радость в Духе Святом, как следствие непрестанной жизни во Христе.

В первую неделю Великого поста в большинстве храмов Дубненско-Талдомского церковного округа будут совершаться богослужения. Каждый верующий во Христа будет иметь возможность вместе с Церковью помолиться в эти священные дни и напитать душу глубочайшими смыслами покаянных слов. Дорога к личному Торжеству Православной веры открыта всем, и каждому от Христа дарована возможность ко спасению.