ОИЯИ: от конкурса грантов до учебника с инженерным уклоном Печать
28.03.2024 09:49

В триаду концептуальных основ современных программ развития Объединенного института ядерных исследований наряду с наукой и инновациями входит образование, которое, безусловно, идет в ногу со временем, соответствует также и стратегии экономического развития государств-членов ОИЯИ. О некоторых аспектах этой важной стратегической составляющей в преддверии празднования 68-летия Института мы беседуем с директором ОИЯИ академиком РАН Григорием Трубниковым.

Особенности проведения конкурса грантов ОИЯИ

В этом году традиционный ежегодный конкурс на гранты ОИЯИ, призванный содействовать повышению профессионального уровня преподавателей города и стимулировать их педагогическую и творческую активность, прошел в 24 раз. Торжественное чествование и награждение победителей конкурса, их, напомним, двенадцать, состоится в ближайшее время.

Как отметил директор Объединенного института, на звание лауреатов 2024 года в жюри было подано порядка трех заявок на место. Кроме того, внесены изменения в условия проведения конкурса: увеличено количество грантов с 10 до 12 и впервые шире представлен конкурсный перечень дисциплин.

- Это значит, что в конкурсе смогли участвовать не только учителя естественных наук, не только преподаватели физики и математики?..

- Первоначально конкурсная программа предполагала поддержку учителей физики, математики, химии, информатики. Мы посчитали, чтобы вырастить человека по-настоящему интеллектуальным и высокообразованным, нужно рассматривать все дисциплины и самих педагогов, в том числе учителей гуманитарного профиля: истории, русского и иностранного языков, биологии.

Причем заявок в этом и прошлом году от учителей истории, русского и иностранного языков, биологии, химии было гораздо больше, чем от учителей математики и физики. С одной стороны, хорошо, с другой - для нашего города с традиционной подготовкой физиков и математиков не очень хороший тренд. Но он и в целом по стране такой, и Президент страны говорит, что нужно более пристально заняться подготовкой педагогов математики и физики для школ.

В этом году, к сожалению, на конкурс грантов подана всего одна заявка от учителя физики. Было несколько заявок от учителей математики, очень сильных преподавателей, но заявки учителей химии и биологии побили все рекорды.

- Какие еще новшества появились в грантовой программе ОИЯИ для учителей?

- Во-первых, дирекция Института приняла решение увеличить размер гранта, выплачиваемого единовременно, в два раза. Теперь он равен не 100 тысячам рублей, как было, а 200 тысячам.

Во-вторых, гранты будут присуждаться и учителям начальных классов, и учителям, которые работают в колледжах среднего специального и среднего профессионального образования, и учителям дополнительного образования.

В-третьих, мы, начиная со следующего года, выделим в отдельную категорию учителей, у которых стаж не менее 5 лет и не более 15. Иначе получается, что учителя со стажем свыше 30 лет, конечно, по заслугам и своим портфолио сильнее. Не секрет, что молодые учителя по сравнению с опытными оценивают свои шансы невысоко. Поэтому заявки учителей с большим педагогическим стажем и с небольшим будем рассматривать в двух отдельных категориях. Таким образом мы хотим мотивировать учителей, имеющих небольшой педагогический стаж, участвовать активнее в нашей грантовой программе.

- Существуют ли у конкурсной комиссии при рассмотрении заявок на гранты ОИЯИ какие-то негласные правила?

- Все конкурсные заявки очень достойные и сильные. Но, тем не менее, мы всегда стараемся удерживать баланс по предметам, чтобы было более-менее поровну, хотя, конечно, с акцентом на естественные науки. В этом году у нас все предметы были отмечены.

Крайне важно, считаю, удерживать баланс и между школами. Конечно, у ОИЯИ есть несколько подшефных школ, но мы поддерживаем учителей из всех школ города, чтобы они чувствовали себя единой семьей. Без любимчиков.

- Среди победителей как раз представители разных школ, разных дисциплин…

- В этом году на конкурс грантов были представлены очень сильные заявки от учителей математики. Они, к сожалению, не были поддержаны жюри. Однако это ни в коем случае не должно их демотивировать. Здесь есть ограничения: мы стараемся не выдавать более двух грантов в одну школу, это тоже негласное правило жюри. И между получением гранта участником конкурса должно пройти как минимум года три. У нас, к примеру, есть заявки от учителей, которые несколько раз становились лауреатами, получали грант дважды, трижды, даже четыре раза…

Обращает на себя внимание большой спектр активной деятельности в сфере дополнительного образования. Наши учителя возят детей на олимпиады, конкурсы, смотры, экскурсии. Видно, что город по участию в олимпиадах разного уровня очень хорошо смотрится. Все это вселяет серьезную надежду, что у нас со школами все хорошо и сейчас, и будет. Потому что в Дубне работают просто замечательные педагоги! - подытожил Григорий Владимирович.

- Сотрудничество с вузами прописано в Уставе ОИЯИ…

- Сотрудничество с высшими учебными заведениями России и мира для ОИЯИ - большая и важная работа, часть уставной и основной деятельности Института. У Объединенного института ядерных исследований несколько десятков базовых кафедр в университетах не только Российской Федерации, но и стран-участниц. Есть в Казахстане, Узбекистане, Египте, Вьетнаме, Болгарии и т.д., практически во всех.

- Как строится это сотрудничество, какие новые акценты здесь появились?

- У нас есть не только базовые кафедры, есть система подготовки дипломов для магистров: студенты учатся в своем вузе и одновременно в УНЦ ОИЯИ.

Кроме того, мы не только сотрудничаем с университетами, но и для дубненских школ стараемся создавать различные образовательные модули, чтобы преподаватели вузов готовили старшеклассников и помогали им определиться с траекторией будущей специальности. Работаем с учениками всех городских школ, начиная с 8 класса.

В прошлом году открыли новое здание Учебно-научного центра на территории города, которое оборудовали лабораторными, экспериментальными, образовательными мастерскими. Там проходят видеолекции, виртуальные лабораторные работы, экскурсии по нашим базовым установкам, беседы, в том числе и профориентационные, со специалистами, молодыми и опытными учеными.

- Такой формат работы ОИЯИ с дубненскими школами сейчас очень популярен и для школ России.

- У нас каждый год, наверное, бывает около 15 делегаций учителей и учеников. Благодаря дружбе руководства Института с многими регионами страны, в том числе с теми, где расположены сильные университеты. Это и Дальний Восток, и Приморье, и Камчатка, где открыли Информационный центр ОИЯИ, и ЯНАО, и Ханты-Мансийск, и Иркутская, и Новосибирская области, и Казань, и Северная Осетия …

То есть мы договариваемся с региональными правительствами, они делают отбор учителей, оплачивают им дорогу в Дубну на 4-5 дней, мы же оплачиваем проживание и занимаемся этими учителями и школьниками: рассказываем про базовые установки ОИЯИ, про науку, водим их на интерактивную выставку в ДК «Мир». Такая деятельность имеет колоссальный интерес и пользуется большой притягательностью.

- Что приносит Институту подобная деятельность?

- Результат от такой деятельности есть прямой, есть косвенный. Прямой и быстрый - про международную Дубну и ОИЯИ узнают все больше и больше регионов, школ и учителей. Косвенный - мы видим, например, на Камчатке, на Дальнем Востоке, что за два-три года работы с нами балл ЕГЭ по математике в этих школах растет, ученики становятся более мотивированными и чаще выбирают физику и математику в качестве профильных предметов и дальше идут на связанные с ними специальности. Такая работа в долгую требует большого терпения, довольно больших средств, но она правильная, - уверен директор ОИЯИ.

Учебник по физике и математике с инженерным уклоном

- Удивительная команда работает в УНЦ ОИЯИ, она подготовила учебно-методическое пособие по физике и математике с инженерным уклоном для 7-8 и 10-11 классов. Сотрудники УНЦ работали над ним почти 5 лет. Для Института это яркая страничка деятельности, о которой сотрудники не так много рассказывают.

Пособие недавно на комиссии Минпросвещения получило официальный статус, и, надеюсь, в будущем году оно будет утверждено и рекомендовано для изучения физики и математики в школах.

Важно сказать, что сотрудники УНЦ не просто пишут учебные пособия, они по ним преподают в нашем университете, дают какие-то модули в школе. Причем эти учебно-методические пособия для школ существуют не только в бумажном варианте, но и в электронном, с лабораторными работами, лекциями, задачниками. То есть к учебнику еще 6-7 дополнительных элементов идет - целый методический комплекс пособий, и он двуязычный сразу (мы его и для стран-участниц рекламируем и внедряем).

Кстати, «Росатом» наш учебник внедрил во всех своих городах (у них более 30 административных образований), не дожидаясь официального перечня. И мы благодарны ему за работу на опережение, - заключил Г.В. Трубников.

Татьяна КРЮКОВА

Фото Елены ПУЗЫНИНОЙ, пресс-служба ОИЯИ