СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

О войне, о Дубне, о науке Печать
28.05.2015 09:15

16 мая в Музее истории науки и техники ОИЯИ в рамках ежегодной акции «Ночь в музее» была подготовлена большая научно-­познавательная программа для детей, их родителей и всех неравнодушных к судьбе Института, научным исследованиям и истории науки. Такое времяпрепровождение стало прекрасной альтернативой субботнему вечеру у экранов и мониторов, к тому же омраченному дождливой погодой. Поэтому все помещения музея были переполнены, чуть не до ночи подходили свежие участники,  новую интересную и полезную информацию получили все – от мала до велика.

 

 

Почему мы не спешим на Марс

Начался вечер лекцией члена-­корреспондента РАН директора Лаборатории радиационной биологии Евгения Александровича Красавина «Радиобиологические исследования в ОИЯИ». И хотя формально лекция была посвящена научным работам на установках Института, в ней был дан исторический обзор экспериментов по
изучению воздействия разных типов излучений на живые организмы. Е.А  Красавин рассказал об ученых­основоположниках этой науки, «деятелях академии наук, военно­космической медицины, людях, которые сделали обитаемым космос». В частности, речь шла о крупных экспериментах в Институте медико­биологических проблем по хроническому облучению большого количества собак с целью моделирования радиационного воздействия при полете на Марс, об основоположнике космической медицины академике
О.Г. Газенко и многом другом.

Подробно Е.А. Красавин рассказал о том, как создавалась Лаборатория радиационной биологии в ОИЯИ. В 1978 году по инициативе В.И. Данилова в Лаборатории ядерных проблем было основано научное направление по исследованию влияния магнитных полей различной конфигурации на биологические объекты. Возглавил его В.И. Корогодин. Докладчик так обозначил область исследований: «ОБЭ – относительная биологическая эффективность – одна из центральных проблем нашей науки. Она ставит задачу выяснить, почему различные виды ионизирующих излучений, а их много – электромагнитное, рентгеновское, корпускулярное, в одинаковых дозах вызывают совершенно различные биологические эффекты. Например, исследуется биологическое действие рентгеновского излучения, гамма­квантов на образование хромосомных поломок в клетках. А если в тех же дозах облучить объект нейтронами,  то поломок в живых клетках возникает больше в 5­7, а то и в 10 раз. Почему? Мы поставили этот вопрос во главу угла и изучали, используя всю мощь имеющихся ускорителей ОИЯИ. Была создана специальная установка «Геном» в Лаборатории ядерных реакций, работающая с ускорителями У­200, У­300, У­400М. Это позволило  получить широкий диапазон линейных передач энергии; варьируя массы частиц и энергию, изучать ОБЭ».

В процессе исследований были изучены разные типы повреждения ДНК и выяснилось, что при воздействии тяжелых заряженных частиц одновременно повреждается большое количество ковалентных связей,  и в этом случае клетки очень трудно восстановить. Кластерные повреждения, как они называются,  были впервые описаны в ОИЯИ, этот цикл работ был отмечен первой премией ОИЯИ, выпущена монография.

В 1988 году был создан отдел биофизики в ЛЯП. Е.А. Красавин рассказал, как обращался к
В.П. Джелепову, получил рецензию от Международного совета стран СЭВ по биофизике, ездил к Н.Н. Боголюбову, как помогал ему А.Н. Сисакян. Главной задачей созданного отдела стало изучение механизмов мутагенных действий. Условно мутации можно разделить на два типа – генные и структурные. Генные подразумевают изменение структуры генетического кода, это триплеты, которые кодируют определенные аминокислоты, строят белки, из этих белков создаются ферменты для нашего организма. У структурных мутаций в основе лежит другое молекулярное событие – нарушение структуры хромосомы, когда возникает двунитевой разрыв ДНК.

Были изучены механизмы возникновения генных мутаций, написана монография,  и на базе этих успехов было создано отделение радиационных и радиобиологических исследований в 1995 году – прообраз лаборатории. Это стало возможным, отметил
Е.А. Красавин, исключительно благодаря помощи В.Г. Кадышевского, тогда занимавшего пост директора ОИЯИ. В это отделение вошел отдел биофизики ЛЯП и отдел исследования радиационной безопасности,  изучалось образование мутаций на лимфоцитах человека при воздействии разных типов излучения, поскольку некоторые воздействия существенно повышают риск возникновения онкологических заболеваний.

В 2005 году была создана Лаборатория радиационной биологии. О том, как она организовывалась, заметил докладчик, можно написать целый роман, условия были очень сложные, но это было сделано. Впервые в мире здесь удалось строго описать и создать модель возникновения образования генных мутаций при действии ультрафиолетового света для бактериальных клеток кишечной палочки E.coli.

В лекции было рассказано о методах, которые использовались для получения этих знаний, уникальности и мировом значении таких экспериментов. А именно: когда только начинались исследования по космической медицине, речь шла о том, чтобы обеспечить радиационную безопасность полетов вокруг Земли. Сейчас космонавты летают на орбите по году, и все нормально, потому что магнитное поле Земли защищает от высокоэнергетичных частиц, которые приходят из глубин галактики. Но космические полеты планируются на большие расстояния, уже обсуждаются лунная база и, конечно, полет на Марс.

Трудность в том, что как только аппарат выходит за пределы магнитного поля Земли (примерно
6 000 км), со всех сторон на него обрушивается поток галактического космического излучения. Уже высчитано, сколько примерно частиц  могут достигнуть космического корабля. Обшивка летательного аппарата не сможет их задержать, кроме того, они будут непредсказуемо реагировать с веществом защиты и воздействовать на организм космонавта. Изучены и последствия попадания таких частиц – у человека начинаются генные изменения, нарушение зрительных функций, нарушение функции нервной системы. Если учесть при этом стрессовую ситуацию на борту, поведение экипажа может быть непредсказуемо. Поэтому, раз проблема защиты от излучения при полетах на Марс еще не решена, то и планировать пилотируемые полеты еще рано. Надо все промоделировать, просчитать и неоднократно проверить.

Отвечая на вопросы, Е.А. Красавин рассказал об исследованиях по астробиологии, создании препаратов-­протекторов, которые уменьшают влияние излучений на организм.

«Клуб будущих ученых»

Так называется новое сообщество для юных горожан, и в этот вечер состоялась презентация клуба. «Мы хотим, – говорит сотрудник музея ОИЯИ Анастасия Злотникова, – чтобы дети и взрослые поняли, что наука увлекательна и занимательна, она не скучная. И если ее интересно преподнести, она может многому научить и развить в детях стремление к познанию мира, к новым открытиям. Наш девиз: «Легко, доступно, интересно о науке детям».

Клуб начинает работу, предположительно заседания будут проводиться раз в месяц, в выходной. Заседания планируются тематические, они будут включать научно­популярные лекции, опыты, мастер­классы, викторины, конкурсы. Место проведения – музей, членами клуба могут стать любознательные дети в возрасте 8-­12 лет, хотя могут быть мероприятия и для других возрастных категорий. В данный момент можно подписаться на группу https://vk.com/future_scientists, там будут публиковаться новости и анонсы мероприятий. Руководители, которых здесь называют наставниками, – это молодые люди, уже давно и плодотворно занимающиеся с детьми научным творчеством – и в музее, и в школьных и дошкольных организациях города. Причем делают они это, как правило, на добровольных началах и порой за счет личных средств. Это Анастасия Злотникова и Кирилл Козубский, сотрудники музея истории науки и техники ОИЯИ, Дмитрий Дряблов (ЛФВЭ) и Дмитрий Цирков (ЛЯП), Виктория Токарева, студентка МФТИ, Вадим Ской и Сергей Федоров, студенты университета «Дубна».

Первая акция первого заседания – серия научно­-популярных лекций с проведением опытов и экспериментов об открытиях и изобретениях советских ученых в годы Великой Отечественной войны «Наука – фронту». Ребятам рассказали о том, как в самом начале войны, 29 июня 1941 года,  Академия наук СССР обратилась к ученым всех стран мира с призывом сплотить все силы на защиту человеческой культуры от гитлеровских захватчиков. Были приведены примеры ученых­фронтовиков и тех, кто делал открытия во время войны, работая в лабораториях и тем самым приближая победу. Рассказали и о выдающихся ученых ОИЯИ, прошедших дорогами Великой Отечественной.

Один из докладов был посвящен геофизикам. Были представлены образцы минералов, упомянуто, что одной из причин войны была борьба за ресурсы и жизненное пространство,  и показано, какие именно ресурсы и месторождения захватывались, как использовались полезные ископаемые.

«Дорога жизни» из блокадного Ленинграда, как выяснилось, тоже не обошлась без ученых. Как только на Ладоге образовался лед, стали организовывать транспортное сообщение, но на лошадях много не увезешь, груженый грузовик лед проламывает. Придумали – грузовик тащит сани, потому что площадь у полозьев больше. Тут же был продемонстрирован соответствующий опыт – зависимость площади и давления, а также с помощью жидкого азота образован лед. Этот мини­доклад сменил рассказ про жидкий кислород, который применялся, например, в производстве взрывчатки. Затем перешли к реактивному движению, управляемым ракетам, математическому моделированию крыла самолета. В выставочном зале музея в это время летали катапультированные мандарины, воздушные шарики играли роль неуправлямых реактивных снарядов. Опытов было довольно много, все они вызвали у детей интерес, а некоторые  ­ восторг и желание повторения.

Квест-­ориентирование и мастер-­классы

Второй организатор вечера – Центр детского и юношеского туризма и экскурсий. Его сотрудница Татьяна Синицкая принимала участие в подготовке и проведении квест-­ориентирования  «Нам есть кем гордиться». Надо было посетить контрольные пункты, как правило, памятные места Дубны, и выполнить соответствующие задания. Определив нужные цифры, с помощью организаторов на месте старта (в музее ОИЯИ) предстояло сложить заветное слово и получить памятный сувенир с остроумными и веселыми цитатами физиков. В этом путешествии приняли участие 20 команд, на дубненском форуме было отмечено, что в краеведческом музее Дубны  как одном из локаций квест-­ориентрования  в этот вечер побывали 64 человека. А в музее Института в это время продолжались до позднего вечера занятия с детьми: мастер-­классы «Секреты складывания военных карт», демонстрация макетов самолетов, участвовавших в Великой Отечественной войне, занятия по авиамоделированию, проведенные сотрудниками центра «Дружба» Ириной Глаголевой и Владимиром Цупко.

Галина МЯЛКОВСКАЯ

 
 
< Мая 2015 >
П В С Ч П С В
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 29 30 31
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.