СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Работы по проекту НИКА идут полным ходом Печать
13.02.2018 12:15

Зимнюю сессию программно­-консультативных комитетов ОИЯИ завершило 48 заседание ПКК по физике частиц, которое возглавляет ученый из Израиля профессор Ицхак Церруя. Главные темы заседания касались хода работ по мега­сайенс проекту НИКА и в этой связи готовности к проведению экспериментов, их ожидаемых результатов на различных детекторах ускорительного комплекса.

 

Детектор ­ самая главная часть ускорительного эксперимента, это тот «окуляр микроскопа», с помощью которого физики могут разглядеть устройство ядра и элементарных частиц.

По словам директора Лаборатории физики высоких энергий Владимира Кекелидзе, у нас два крупных эксперимента, которые уже фактически действуют: это проект BM@N –барионная материя на пучках Нуклотрона, и будущий эксперимент – многоцелевой детектор MPD для изучения свойств плотной барионной материи. Готовится к эксперименту еще один детектор SPD – для изучения спиновых эффектов.

Система, как при создании БАКа

Как уточнил В.Д.Кекелидзе, работы по проекту НИКА идут полным ходом, темп постоянно нарастает, потому что планы по созданию ускорительного комплекса в его базовой конфигурации, так, как это прописано в соглашении между Российской Федерацией и Объединенным институтом ядерных исследований, должны быть завершены к концу 2020 года.

­ Это очень короткий срок для создания такого большого комплекса, поэтому мы работаем по всем направлениям и параллельно стараемся оптимизировать организацию работ. Даже используем систему организации работ, которая успешно применялась при создании Большого адронного коллайдера. ЦЕРН поделился системой, которую, кстати, мы сами им помогали разрабатывать, ­ прокомментировал Владимир Димитриевич.

Все это позволяет контролировать, смотреть, координировать темпы работ так, чтобы они шли когерентно, потому что взаимосвязаны большие разнообразные объекты, которые должны создаваться четко по графику.

Когерентно — это согласованно, упорядоченно во времени или в пространстве.

Кроме того, рассматривающий темпы работ Наблюдательный совет – высший орган, представленный весьма авторитетными лицами, в рамках соглашения принимает отчеты по созданию комплекса. К этому отчету специалисты проделали очень большую работу, чтобы оценить масштабы уже выполненного и скорректировать планы, которые должны быть выполнены.

­ По нашей оценке, на сегодня 37% общего объема работ по созданию базовой конфигурации ускорительного комплекса выполнены. За оставшиеся неполные три года нам нужно выполнить остальные 63%, но мы темп набрали и, надеемся, что задачу выполним, ­ подытожил директор ЛФВЭ Владимир Кекелидзе.

Коллаборация существует де­факто …

Руководитель Лаборатории физики высоких энергий Владимир Кекелидзе, выступая перед коллегами с докладом на тему: «Грантовая деятельность и формирование коллабораций участников проекта NICA», отметил:

­ Коллаборация – это естественная форма существования больших научных сообществ для решения таких крупных задач, которые мы собираемся решать с помощью проекта НИКА. Де­факто она уже существует, потому что десятки институтов, представители многих стран участвуют в этих работах, но де­юре она до сих пор не оформлена в той форме, в которой должна существовать.

Это самостоятельная структура, в которой своя система управления, свои выборные должности, свои ответственности. Все это, собственно, решено так, как у нас в Институте делалось обычно раньше.

Сейчас мы принимаем систему, как это сделано в ЦЕРНе, и вот первые две коллаборации де­юре будут сформированы в течение митинга, который пройдет у нас с 11 по 13 апреля. Все уже приглашены, получили много откликов: из Чили, Мексики, Германии, из ряда российских институтов…

Поэтому готовим документы в соответствии с правилами, утвержденными в ОИЯИ, и надеемся, что после формализации этого процесса работы пойдут еще более интенсивно, и фронт работ расширится за счет привлечения дополнительных членов коллабораций из многих стран мира, ­ заключил В.Д.Кекелидзе.

Скучать не придется

Так считает заместитель начальника ускорительного отделения Лаборатории физики высоких энергий ОИЯИ Анатолий Сидорин, доложивший о ходе работ по реализации проекта «Нуклотрон – NICA».

Реализуется проект, говорит он, быстро: этот год более напряженный, чем предыдущий, предыдущий был более напряженный, чем предпредыдущий, а следующий будет просто катастрофический.

­ К концу 2018 года мы обещаем собрать и провести первый сеанс на бустере проекта НИКА – это первый крупный ускоритель, поэтому скучать нам не придется. Кроме того, в планах этого года еще проведение сеансов с тяжелыми ионами на ускорительном комплексе Нуклотрон, что необходимо для начала физической программы на детекторе «Барионная материя на Нуклотроне».

Причем в двух частях есть небольшой довесок к этому эксперименту, вот мы опробуем и, может быть, получим первые физические результаты. К сожалению, время на сеанс у нас оказалось ограниченным из­за нештатной остановки в прошлом году. Но сейчас все проблемы ликвидированы, мы готовы к проведению сеанса и надеемся на получение интересных результатов, ­ сказал Анатолий Олегович.

Кстати, в бустере будут работать 40 дипольных магнитов, примерно, с 30 дуплетами квадрупольных линз.

Дипольный магнит (поворотный магнит) ­ в физике ускорителей магнитный элемент, создающий однородное магнитное поле. Используется в первую очередь для создания ведущего поля, задающего траекторию пучка заряженных частиц.

Квадрупольная линза ­ устройство для фокусировки пучков заряженных частиц с помощью магнитного или реже электрического поля квадрупольной конфигурации.

­ 80% дипольных магнитов готовы к установке в бустер, квадрупольные линзы будут полностью готовы  примерно к сентябрю. Сборка бустера будет производиться поэтапно: стык за стыком. Основная трудность здесь именно в создании бустера – мы хотим получить вакуум, уровень давления остаточного газа в пучковой камере, который никогда в исследованиях никто не получает.

Поэтому сборка будет производиться по соответствующей технологии: будет передвижная чистая комната, магниты будут после подготовки к сборке герметизированы и перевезены в чистую комнату… В общем,  процедура очень тонкая, от качества проведения именно технологических операций будет зависеть конечный успех.

Охлаждать пучки в бустере будет система электронного охлаждения. Это долгожданный успех российской науки: электронное охлаждение придумали и испытали в Новосибирске,  но никогда в Российской Федерации оно не было использовано для реального охлаждения пучков. Первая система будет работать в Дубне.

В декабре прошлого года был завершен процесс ввода ее в эксплуатацию, в непрерывном режиме получен электронный пучок, необходимый для охлаждения пучков заряженных частиц, ­ рассказал Анатолий Сидорин.

С ПКК по физике частиц Татьяна Крюкова

Фото Игоря ЛАПЕНКО,
Юрия ТАРАКАНОВА

 
 
< Февраля 2018 >
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28        
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.