Путешествие на Подчерем Печать
26.05.2022 00:00

Близится лето - время отпусков. Кого-то манит юг, а кто-то мечтает о дальних странах. Но в России так много удивительных мест, которые хочется посетить. Одно из таких мест река Подчерем на Приполярном Урале. Летом 2021 года группе туристов (15 человек разного возраста) из Дубны, Запрудни и Москвы удалось побывать в этих интересных местах.

Маршрут по реке Подчерем, правому притоку реки Печоры, проходит по Национальному парку «Югыд ва» в Республике Коми. Это первый в России национальный парк, получивший этот высокий статус в 1994 году. Чтобы сохранить природу этого края в первозданном виде, статус парка запрещает все виды хозяйственной деятельности. Живописность и богатство Урала привлекают сюда ежегодно тысячи любителей «дикой», не испорченной цивилизацией природы.

 

Оборудование на маршруте туристических стоянок (приютов) деревянными домиками, банями, навесами, дровами, туалетами, мусоросборниками делает этот маршрут ещё более привлекательным. Правда, при оформлении в администрации парка надо было заплатить 450 рублей с человека за пребывание в каждом из приютов и 120 рублей - за пребывание на необорудованной стоянке. Но предоставляемые услуги оправдывают эти расходы.

Главное украшение реки - это прибрежные скалы. У местных жителей почти все они издавна имеют свои имена: Кырта-Емель, Шайтан, Кирпичная, Кырта-Варта… Всё это нам ещё предстояло увидеть.

Путь на Подчерем

24.07.21 г. Позади походные сборы, оформление документов на посещение национального парка, заказ автотранспорта, закупка плацкартных билетов, и поезд «Москва - Воркута» уносит нас на Север. Пользуясь долгой стоянкой поезда в Котласе (50 минут), успеваем дойти до Северной Двины и искупаться. На конечную остановку Ухту прибыли 25.07.21 г. уже поздно, в 22 часа. Решили ночевать прямо на вокзале со всем нашим большим хозяйством. Восемь человек удалось устроить в привокзальной гостинице. Очень кстати оказался работающий до 23 часов привокзальный буфет.

26.07.21 г. Утром за нами прибыл заказанный «ПАЗик», который должен был доставить нас в Вуткыл. Загрузив корму автобуса доверху нашими вещами, мы тронулись в путь и через три часа были у реки Печоры. Река в этом месте мелкая, шириной 200 метров. Автотранспорт перевозят здесь паромом, а людей - катером. Ещё немного пути, и мы в Вуткыле.

Вуткыл - город газовщиков. Его жители строили, а теперь обслуживают газопровод «Сиянье Севера», который тянется из Сибири через Уральские горы, Вуткыл, Ухту до Торжка. Возможно, мы тоже пользуемся этим газом.

Вуткыл оставил приятное впечатление на фоне видимых мною других северных городов. Здесь нам предстояло в администрации парка оформить необходимые документы для посещения Национального парка «Югыд ва». Далее наш путь лежал до посёлка Подчерем, расположенного на стрелке слияния двух рек - Подчерема и Печоры.

Здесь нам предложено размещение в «Гостевом доме». Это участок земли, на котором размещён бревенчатый дом, в котором большая гостиная с электроплитой, холодильником, посудой, большим столом с лавками и двумя спальнями. На территории также имеется баня, дровяной склад, туалет, навес со столом, колодец и кострище на площадке.

Закупаем продукты в местном магазине, готовим ужин и затапливаем баню. Завтра нам предстоит добраться до начала нашего маршрута. А пока жаркая баня, долгожданный ужин - хорошее начало нашего пути.

Стоимость пребывания в гостевом доме 1000 рублей с человека, но это нормально для этих удалённых мест.

Весь день стояла хорошая погода, но к вечеру неожиданно подобралась тёмная туча и стал накрапывать дождь.

Дорога на Большой Емель

27.07.21 г. Утром на улице прохладно, а на небе переменная облачность. Северная погода очень переменчива. Перед выходом на маршрут интернет сулил нам невесёлый прогноз: дожди и температуру днём до 110С, а ночью 40С. Интересно, какая погода ждёт нас на маршруте?

В 7:30 за нами приехал фургон «пежо» с крытым прицепом. Нам снова придётся ехать в Вуткыл, чтобы оформить заезд на ведомственную дорогу вдоль газопровода «Сиянье Севера». Из Вуткыла наш путь к компрессорной станции КС-3, от которой начинается ведомственная дорога вдоль газопровода. КС-3 - громадное сооружение, которое качает газ по трубопроводу. Здесь снова очередное оформление на проезд и строгий инструктаж под роспись о правилах поведения на трассе. Дан запрет на фотосъёмку, а также на стоянку и разведение костров в месте нашей выгрузки у моста через приток Подчерема Большой Емель. Отдельно напомнили о возможности встречи на маршруте с хозяином здешних мест медведем и нашем поведение в случае встречи с ним.

Едем вдоль газопровода, который зарыт в землю и узнаётся иногда по буграм или по зарослям кустов. Грунтовая дорога хорошего состояния по обслуживанию газопровода проходит рядом.

Машина пересекает предгорья Уральских гор. Дорога то карабкается вверх, то круто устремляется вниз, и ты повисаешь на ремнях безопасности. С высот подъёма видно ленту дороги, которая прорезает глухую тайгу и скрывается в недрах Уральских гор. Виды хороши, но запрет на фотосъёмку надо соблюдать.

Вот и мост через приток Большой Емель - это конец нашего транспортного передвижения и начало водного маршрута. Выгружаемся и все размещаемся на небольшой поляне под мостом.

Время 14 часов. Хорошо бы приготовить обед, но категорически нельзя разводить костёр. Довольствуемся лёгким перекусом и начинаем сборку наших судов. У нас два катамарана, две надувные байдарки и одна каркасная.

Надо спешить, ведь сегодня до темноты нам надо дойти до слияния Большого Емеля с Подчеремом. Здесь должна быть плановая стоянка, но до неё 18 километров, и по тихой воде пройти это расстояние очень проблематично.

Погода нам благоволит. Тепло, иногда светит солнце, но временами начинает накрапывать дождь, который заставляет прятаться под мостом.

Вот сборы закончились, и в 16:40 мы отплываем.

Большой Емель

Большой Емель - таёжная речка с медленным течением, прозрачной водой, поросшая по берегам заболоченным лесом. Временами моросит дождь, но иногда выглядывает уже низкое солнце, и тогда всё вокруг преображается и окрашивается в фантастические цвета.

Пытаемся отработать слаженность работы на катамаране, ведь в этом составе экипаж собран впервые. Моё место в носу, и имеется возможность для удобной фотосъёмки. Экипаж мне в этом помогает. А речка представляет свои красоты.

Найти место для стоянки на этих заболоченных местах проблематично, и надо идти до плановой стоянки. Темнеет, усиливается дождь, резко похолодало. Становится очень неуютно, но чувствуется уже близость впадения Большого Емеля в Подчерем.

В наступающей темноте в 20:40 у высокого левого берега видим две наши байдарки, которые подошли сюда раньше. Ура! Это долгожданная стоянка и финиш на сегодня. Причаливаем к берегу и выгружаемся. Вверх ведёт мокрая тропа. А там, наверху, большая поляна со скошенной травой. На поляне большой бревенчатый дом, домик поменьше, навес со столиком, дровяной склад с дровами, туалет, баня, кострище и даже небольшая изящная часовенка. Да, это первый туристический приют на маршруте «Большой Емель». На радость нам в доме есть печь, деревянные полати, большой стол с лавками. Нам, уже порядочно намокшим и продрогшим, это как нельзя кстати. Готовим долгожданный обед и ужин на оригинальном кострище. В доме тепло, от печки и жизнь налаживается.

В сумерках иду осмотреть окрестность. С высокого берега открывается вид на Подчерем, скрывающийся за невысокими отрогами Уральских гор. Цепляясь за их вершины, низко плывут облака. Будет что посмотреть утром.

После трудного дня и в тепле быстро засыпаем. Накрапывает дождь. Неужели это на весь маршрут?

Владимир РЫКОВ

Продолжение следует