От замыслов Петра до наших дней Печать
21.07.2022 00:00

15 июля Канал имени Москвы отметил свой 85-летний юбилей. Интересно, что этот юбилей мог бы вполне стать и трехвековым…

Триста лет назад Петр I, в канун персидского похода в апреле 1722 года, повелел изучить возможность «водяной коммуникации» между Москвой-рекой и Рогачевской пристанью на реке Сестре. Сестра впадает в Дубну, а Дубна - в Волгу: готовая водная магистраль от Москвы до Каспия. Голландский инженер Виллим Геннин представил царю подробнейшие планы с описанием аж трех вариантов потенциальной «водяной коммуникации» по рекам Яуза-Клязьма-Каменка-Яхрома-Сестра (148 км), или рекам Москва, Истра, Катыша, Сестра (228 км), или же через реки Яузу, Клязьму, Учу, Вязь, Дубровку, Икшу и Яхрому. Но честно предупредил государя, что «сия работа будет зело велика…  лутче первая остуда без убытка, нежели последняя с великим убытком». Петр все взвесил и решил обойтись без канала.

 

Через 100 лет была предпринята вторая попытка, канал пытались копать в 30-е годы XIX века. Копали четверть века, потратили почти 3 млн рублей, возвели 36 шлюзов, но появившаяся в 1851 году железная дорога между Москвой и Петербургом увела на себя ресурсы казны и частных инвесторов, а наметившаяся было трасса канала оказалась заброшена.

Век спустя план голландского инженера на повестку дня поставили уже не транспортные задачи, а острейшая нехватка питьевой воды в крупнейшем мегаполисе и главном промышленном центре стремительно развивавшегося СССР, оказавшемся на голодном пайке водных ресурсов обмелевшей донельзя Москвы-реки.

В конце 1920-х годов в кремлевской излучине Москвы-реки ее пересекали вброд даже мальчишки, а сама вода состояла в основном из бытовых/промышленных стоков и для питьевых целей не годилась.

Принявший решение о строительстве канала Пленум ЦК ВКП (б) 15 июня 1931 года стал историческим событием, положив начало двум крупнейшим в мире инфраструктурным проектам - строительству московского метрополитена и созданию канала Москва-Волга.

Масштабы и сжатые сроки реализации этого проекта поражают до сих пор. Главной грандиозной и чрезвычайно сложной целью, поставленной руководством страны перед строителями канала, было, пронизав толщу Клинско-Дмитровской гряды и пройдя почти 130 км, удалить более 150 млн кубометров породы и соединить обмелевшую Москву-реку с Волгой.

Фронт работ, первоначально осуществлявшихся преимущественно вручную, постепенно все больше механизировался. Так, именно в Дмитлаге был создан уникальный по тем временам, не имевший аналогов в мире экскаваторный парк, насчитывавший более 170 мощных землеройных машин, введены в строй системы ленточных транспортеров, подающих бетон. Извлеченный грунт вывозили в низменную пойму Клязьмы десятки поездов, шедших по специально проложенным железным дорогам общей протяженностью более 700 км. Строительство канала обеспечивали крупнейшие заводы и промышленные комбинаты СССР.

Строительство канала длилось 4 года и 8 месяцев, за которые было построено более 200 гидротехнических сооружений, в том числе 109 км судоходных каналов, 11 судоходных шлюзов, пять насосных станций и восемь гидроэлектростанций.

Появление грандиозной магистрали для транспортировки пресной воды, обеспечения судоходства и промышленного развития столицы позволило решить главную задачу - снять «водяную удавку»  с пути развития Москвы, сделать ее портом пяти морей.

Постановлением Народного комиссариата внутренних дел СССР от 9 апреля 1937 года создано Управление эксплуатации канала, а в постоянную эксплуатацию канал Москва-Волга был принят 15 июля 1937 года.

Со строительством Угличского и Рыбинского гидроузлов в 1941 году был обеспечен выход из портов столицы в сформировавшуюся позднее Единую глубоководную систему европейской части России.

А в первый год Великой Отечественной войны канал внес не только косвенный - транспортный, энергетический, питьевой вклад в защиту столицы, но и сыграл роль средства ее активной инфраструктурной обороны.

Летом 1941 года начались налеты фашистской авиации на Москву, а осенью на подступах к столице появились сухопутные войска вермахта. Специалисты канала Москва-Волга – гидротехники, механики, энергетики – внесли предложение о создании дополнительной водной преграды врагу. В конце ноября 1941 года немецкие части, продвигаясь от города Калинина в направлении Большой Волги, переправлялись через замерзшее Иваньковское водохранилище по достаточно прочному льду. Работники Иваньковской ГЭС начали интенсивный сброс воды через плотину. Когда уровень воды в водохранилище упал на 2 метра, лед стал оседать и ломаться. Войска и техника противника были вынуждены повернуть назад.

В этот же период немецкие войска начали наступление на участке Клин - Рогачево - Дмитров. Командующий Западным фронтом Георгий Константинович Жуков отдал распоряжение о затоплении поймы рек Сестры и Яхромы. Инженеры канала и военные инженеры разработали схему работы гидротехнических сооружений, при которой за счёт воды канала был начат подъём воды в реке Сестре. Тем самым был отсечён северо-западный подход к каналу от Дубны до Дмитрова.

Для продления замыкания контура водной обороны от Дмитрова до Икши был предпринят второй этап: затопление поймы реки Яхромы. В результате на пути гитлеровской армии был поставлен мощный водный заслон. Наступающим немцам пришлось искать обходные, гораздо более сложные и медленные по срокам маршруты продвижения на восток. Канал выполнил роль мощного оборонительного рубежа и тем самым вписал яркую страницу в историю победы советского народа в битве под Москвой.

Канал в годы войны ни на один день не прекращал своей работы: Москва бесперебойно получала военные грузы, воду и электроэнергию.

В память о разноплановой и славной истории канала 5 июля 2007 года в административном здании Яхромского РГС, расположенном в поселке Деденево Дмитровского района Московской области, открыт Музей истории и современности канала имени Москвы.

Уникальность и величие канала органично подчеркивает и архитектура его сооружений, которая задумана в виде цепи сменяющихся ансамблей, разнообразных, но связанных единым характером. Большое внимание уделялось не только функциональности, но и эстетике. Канал органично вписался в подмосковную природу и стал достойной визитной карточкой столицы и крупнейшего мегаполиса нашей страны.

Шлюзы с башнями, расположенные на трассе канала от Волги до Москвы, имеют различное оформление и вместе с прилегающими к ним зданиями являются главными объектами в архитектуре канала. Главным символом канала имени Москвы стали декоративные корабли-каравеллы, расположенные на башнях нижней головы шлюза №3, спроектированные архитектором В.Я. Мовчаном. Среди выдающихся архитекторов канала имени Москвы также были: А.М. Рухлядев, Б.Д. Савицкий, Ю.А. Кун, В.Ф. Кринский, В.М. Лисицин, И.К. Белдовский. И крупнейшее архитектурное сооружение канала - Северный речной вокзал, выполненный в виде прекрасного речного лайнера и  ныне переданный в ведение города. Сегодня это одно из главных архитектурных украшений Москвы.

На сегодняшний день ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом, выполняющим функции органа государственного управления на внутренних водных путях 12 субъектов РФ. Это город Москва, Московская, Тульская, Тверская, Вологодская, Ярославская, Новгородская, Рязанская, Владимирская, Калужская, часть Нижегородской, а также Ивановская области.

В структуре учреждения функционирует 10 филиалов, сформированных по территориальному принципу: семь районов гидротехнических сооружений. Объекты учреждения включают 233 гидротехнических сооружения: 20 судоходных шлюзов, 5 насосных станций (перекачивают около 1,5 млрд куб. м воды в год), 7 гидроэлектростанций суммарной мощностью 66 мегаватт (эти ГЭС ежегодно могут вырабатывать 215 млн киловатт-часов энергии), 29 плотин, 12 земляных дамб, а также каналы, причалы и другие гидротехнические сооружения.

Учреждение эксплуатирует 3840 км водных путей, образующих Московский бассейн внутренних водных путей.

За 85 лет по Каналу имени Москвы прошло 8 450 000 судов, из них 6 100 900 грузовых, 1 504 100 пассажирских и 845 000 технического, вспомогательного флота и маломерных судов.  Также за всё это время было перевезено 1266,5 миллионов тонн грузов и 152 миллиона 500 тысяч пассажиров, а технический флот учреждения насчитывает 200 единиц судов различного назначения.

И несколько слов о будущем. Под руководством Федерального агентства морского и речного транспорта и контролем Минтранса России уже стартовала самая масштабная на внутреннем водном транспорте страны программа модернизации Канала имени Москвы. Многомиллиардная программа  будет завершена через 15 лет, к 100-летию канала, и должна вывести на новый уровень эффективности и безопасности, соответствующий требованиям середины ХХI века, все гидротехнические сооружения, энергетику, коммуникации и флот учреждения.

Наилучшие поздравления работникам и ветеранам Канала им. Москвы! Успехов на трудовой вахте, благополучия и безаварийных навигаций!

Подготовила

Людмила Петрова по материалам kim-online.ru

Фото из архива «Встречи» и открытых источников