Косметология – не медицина? Печать
21.10.2010 18:01

Предупрежден – значит вооружен

Некоторые салоны, оказывающие косметологические услуги, по сути, ведут медицинскую деятельность (косметология – это область клинической медицины). Но почему-то случается, что они руководствуются при этом правилами предоставления не медицинских, а бытовых услуг. То, что описано ниже, произошло на самом деле.

 Мы публикуем рассказ об этом случае, чтобы предостеречь тех, кто может оказаться в подобной ситуации. 

Пациентка К. обратилась в один из местных косметологических салонов, чтобы удалить новообразование на коже. Врач в поликлинике советовал удалить его хирургическим путем, но при этом на коже остался бы шрам от операции. Знакомая рассказала, что ей удалили новообразование с кожи лазером, и следов при этом не осталось. К. обратилась в названный приятельницей салон, где принимал онколог.  

Онколог уверенно сказал, что лазеру этот случай подвластен, что все полностью удалится и заживет очень быстро. Тут же с согласия К. он обработал лазером нужное место и утверждал, что все требуемое удалилось. К. уплатила в кассу салона немалую сумму, на которую чека ей не выдали. Медицинскую карточку, где должна была отразиться процедура не косметического, а медицинского свойства (поскольку процедура нарушила целостность кожных покровов), никто не заводил. Договор на оказание платной медицинской услуги салон с пациенткой К. не заключали.

В течение трех дней пациентка К. имела на месте воздействия лазера кровоточащую рану. Кровь никак не останавливалась. Она ходила на работу в бинтах и пластырях. На четвертый день пришла в злополучный салон, и ее там заверили, что все идет, как надо. Через неделю, когда на месте раны, наконец, образовался свежий струп, К. увидела, что штука, которую якобы удалили, по-прежнему на своем месте. Снова записалась к онкологу. Через две недели он ее принял и снова обработал лазером то же место, опять оставив кровоточащую рану. На вопрос К., можно ли быть уверенной, что на этот раз он удалил все, онколог ответил: «Я вижу только здоровые ткани».

Через месяц после второго приема неприятная штука, так и не исчезнув после лазерных процедур, оставалась при пациентке и выглядела еще неприятнее. К. отправилась в обычную поликлинику. Хирург и дерматолог независимо друг от друга ей сказали там, что подобные вещи косметическим лазером не удаляются. «Интересно, знал ли об этом онколог? – спросила себя К. – Ведь главное правило врача – не навредить пациенту. Или перед платой за медицинские услуги меркнет все?»

К. отправилась в салон к тому же онкологу и попросила его либо применить другой способ лечения к не поддавшемуся лазеру новообразованию, либо вернуть ей деньги, уплаченные за лечение в салоне. Врач и то, и другое сделать категорически отказался.

Внимательно присмотревшись к антуражу салона, К. обнаружила один интересный факт. Там на стене висела копия лицензии на ведение медицинской деятельности, но сопровождалась она почему-то правилами оказания бытовых, а не медицинских услуг.

Удивленная тем, что ей, производя хирургическую операцию, оказывается, предоставляли бытовые услуги, К. разыскала нормативные документы, касающиеся косметологии. В приказе Центра государственного санэпиднадзора г. Москвы № 839 от 30 июля 2001 г. значилось: «Косметология хирургическая – раздел косметологии, предусматривающий применение лечебно-профилактических косметологических процедур с нарушением целостности кожного покрова пациента. По содержанию и виду медицинской деятельности является разделом дерматовенерологии». Проведенная К. процедура относилась к разряду врачебных, к разделу электрохирургии. А значит, соблюдаться в первую очередь должны были правила предоставления медицинских, а не бытовых услуг.

К. вчиталась в «Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями». Статья 11 гласила: «Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон». Статья 16 утверждала: «Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, а также о компенсации за причинение морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами».

Деньги за лечение в салоне К. все же вернули. Но никто не вернет ей испорченного возней с кровоточащими ранами лета. Никто не вернет времени, потраченного на визиты в салон. Никто не вернет доверие к онкологу из салона. Никто не вернет прежнего вида испорченной лазером коже. Вот такая история. Так что, выбирая куда обратиться со своим недугом, присмотритесь сначала к деталям.

Наталия Теряева

 

Правила
предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями

(утв. постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27)

 Настоящие Правила определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, в том числе научно-исследовательскими институтами и государственными медицинскими образовательными учреждениями высшего профессионального образования (далее именуются - медицинские учреждения), и являются обязательными для исполнения всеми медицинскими учреждениями.

  1. Платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Платные медицинские услуги населению осуществляются медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей.
  2. Предоставление платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями осуществляется при наличии у них сертификата и лицензии на избранный вид деятельности.
  3. Государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением.
  4. Медицинские учреждения обязаны обеспечивать соответствие предоставляемых платных медицинских услуг населению требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации.
  5. Медицинские учреждения обязаны вести статистический и бухгалтерский учет результатов предоставляемых платных медицинских услуг населению, составлять требуемую отчетность и представлять ее в порядке и сроки, установленные законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
  6. Государственные и муниципальные медицинские учреждения, предоставляющие населению платные медицинские услуги, обязаны вести статистический и бухгалтерский учет и отчетность раздельно по основной деятельности и платным медицинским услугам.
  7. Контроль за организацией и качеством выполнения платных медицинских услуг населению, а также правильностью взимания платы с населения осуществляют в пределах своей компетенции органы управления здравоохранением и другие государственные органы и организации, на которые в соответствии с законами и иными правовыми актами Российской Федерации возложена проверка деятельности медицинских учреждений.
  8. Цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  9. Медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.
  10. Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.
  11. Оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении. Расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются медицинскими учреждениями с применением контрольно-кассовых машин.
    При расчетах с населением без применения контрольно-кассовых машин медицинские учреждения должны использовать бланк, являющийся документом строгой отчетности, утвержденный в установленном порядке.
    Медицинские учреждения обязаны выдать потребителю (кассовый) чек или копию бланка, подтверждающие прием наличных денег.
  12. Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе требовать предоставления услуг надлежащего качества, сведений о наличии лицензии и сертификата, о расчете стоимости оказанной услуги.
  13. Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, обязаны:
    • оплатить стоимость предоставляемой медицинской услуги;
    • выполнять требования, обеспечивающие качественное предоставление платной медицинской услуги, включая сообщение необходимых для этого сведений.
  14. В соответствии с законодательством Российской Федерации медицинские учреждения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя.
  15. Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, а также о компенсации за причинение морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.
  16. При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:
    • назначить новый срок оказания услуги;
    • потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;
    • потребовать исполнения услуги другим специалистом;
    • расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки в порядке и размере, определяемых Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" или договором.
По соглашению (договору) сторон указанная неустойка может быть выплачена за счет уменьшения стоимости предоставленной медицинской услуги, предоставления потребителю дополнительных услуг без оплаты, возврата части ранее внесенного аванса.

  1. Претензии и споры, возникшие между потребителем и медицинским учреждением, разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. Медицинское учреждение освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение платной медицинской услуги, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
  3. Невыполнение настоящих Правил медицинское учреждение в установленном порядке может быть лишено лицензии или права предоставления населению платных медицинских услуг.