СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

"Мне везло в жизни на хороших людей..." Печать
11.09.2014 11:05

Чувство, которое испытываешь, перебирая старые фотографии, еще черно-­белые, запечатлевшие навсегда ушедшие в историю мгновения, словам не поддается. Но, думаю, оно знакомо каждому, кому есть что вспомнить, у кого за плечами большой жизненный путь...

Стартовал новый учебный год, в его преддверии  мы побывали в гостях у человека, имя которого хорошо известно в городе, особенно в кругах образовательного и культурного  сообщества. Тамара Николаевна Шувалова – изящная, хрупкая, интеллигентная женщина, одновременно строгая, но в то же время очень скромная, с таким твердым внутренним стержнем, что на это обращают внимание все, кто с ней знаком.

Кстати, лично в моей судьбе, Тамара Николаевна в свое время сыграла очень важную роль: в середине девяностых годов прошлого века, будучи ведущим специалистом по кадровой работе дубненского отдела народного образования, именно она принимала меня на работу в гороно (признаюсь, был такой промежуточный этап в журналистской жизни). Впрочем, оставим это за скобками.

Челябинск – Орджоникидзе – Дубна

Обширную географию вмещает в себя биография нашей собеседницы. Родилась Тамара в Челябинске, в семье рабочего, окончила Челябинский государственный педагогический институт по специальности: учитель русского языка и литературы.

После окончания вуза работала учителем в челябинской  школе №1, которая носила имя Энгельса, была на слуху и очень престижна. Более пяти лет работала в Челябинске на телевидении (!).

Жила на Украине в Умани, в Запорожье, сын родился в Мелитополе. Были на жизненном пути  молодого педагога и Орджоникидзе (теперешний Владикавказ – столица Северной Осетии – Алании), и Москва – в общем, объездила Тамара Николаевна весь Союз...

«Жизнь, ­ говорит она, ­ так складывалась, что пришлось поездить по стране и менять место работы, потому что муж – военнослужащий (ныне полковник в отставке), и все переезды были связаны с его назначениями на новые места службы».

Челябинские «Самоцветы»

­ Понятно, что все начиналось с Урала, откуда корни, с работы по специальности – учительства, но в том же Челябинске Тамара Шувалова пробует себя на телевидении...

­ Это было так давно. Действительно, ­ вспоминает Тамара Николаевна, ­ больше пяти лет я отдала челябинской студии телевидения: была редактором и ассистентом режиссера в литературно­-драматической редакции, которая называлась «Самоцветы». Готовила к эфиру все театральные постановки, конкурсы...

Кстати, в архиве нашей героини хранится бумага, датированная 1971 годом и подписанная старшим режиссером Лещинским. Это характеристика на присвоение очередной квалификационной категории.

В ней значится: «Шувалова работает легко, самые сложные задачи понимает быстро, она никогда ничего не забывает... Несомненно, представляет лучшую часть ассистентского состава нашей студии».

Наставник вожатых

В Дубну Тамара Николаевна приехала в начале семидесятых, работала в методическом кабинете Дома пионеров методистом, это была структура отдела народного образования. Много лет трудилась в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения. Как она сама считает, один из важных этапов в жизни.

­ Сколько же, ­ говорит она, ­  у нас было всяких мероприятий: и в пионеры мы принимали, и свадьбы комсомольские справляли, и в «Орленок» играли, пионерские сборы и слеты проводили.

Приведу воспоминания того периода старшей пионервожатой школы № 8 Людмилы Фунтиковой (впоследствии ведущего специалиста горуно Л.А. Черняевой): «В 70­е годы в педагогических коллективах школ города велась активная работа с учащимися. В пионерских дружинах действовали множество разных «маршрутов», ребята участвовали в разнообразных фестивалях, выставках, конкурсах, соревнованиях, праздниках.

Тамара Николаевна Шувалова, работая методистом, стала для старших вожатых педагогом­-наставником. Она  учила нас работать с детскими коллективами, классными руководителями, обмениваться  опытом. Работая с ней, мы накопили педагогический опыт, который пригодился нам в дальнейшем».

Кстати, Людмила Алексеевна Черняева по сей день вспоминает тематическое выступление старших пионервожатых на городском празднике того времени, которое оставило ярчайшее впечатление. «Мы подготовили выступление агитбригады под руководством Тамары Николаевны», ­ делится специалист.

Директор школы №2 Нина Петровна Халяпина, вспоминая время работы старшей пионервожатой, отметила:  «Я и сейчас помню наставления Тамары Николаевны Шуваловой, которая тогда работала методистом в Доме пионеров. Ох, как она нас строжила»...

У истоков общества книголюбов

Еще один значимый этап в биографии датируется 1975 годом, когда Тамару Николаевну  пригласили на должность ответственного секретаря городского отделения общества любителей книги.

По сути, тогда и стало создаваться дубненское общество книголюбов. «Это было впервые в городе, да и в стране тоже только­только зарождалось. Работа новая, интересная, но в то же время и проблем была масса. Зато в Дубне любителей книги не пришлось искать: они сами проявляли инициативу, предлагали различные формы работы –  творческие встречи, конференции, экскурсии», ­ констатирует собеседница.

Тогда же на всех крупных предприятиях и в учреждениях города, в том числе и в ОИЯИ, ДМЗ, МКБ и других, стали образовываться ячейки любителей книги. В Дубну приезжали известные поэты, писатели.

Конечно, поступающие в общество книги, а надо признать, их было много, распределяли по организациям, но не это в работе общества было главным, главное  – пропаганда книги и  творческие встречи. Кстати, с книголюбами она и сейчас поддерживает дружеские отношения.

КСР и депутатство

В конце семидесятых Тамара Николаевна трудилась в исполкоме дубненского городского совета народных депутатов инструктором и заведующей  кабинетом организационно­-массовой работы (впоследствии он стал называться кабинетом советской работы). Работала в основном с депутатами.

­ Избиралась депутатом дубненского городского совета на протяжении  ряда созывов. Это было очень почетно и абсолютно не денежно (депутаты тогда работали исключительно на общественных началах).

Также был свой округ, встречалась с избирателями, выполняла наказы, помню, крыша протекала в одном из домов, так мы и по крышам лазили. Правда, таких возможностей, как сейчас, например, показывают, что депутат двери заменил, сигнализацию поставил, у меня не было, ­ вспоминает Т.Н.Шувалова.

Когда исполком горсовета стал мэрией (это уже начало девяностых), Тамару Николаевну  назначили начальником общего отдела управления делами мэрии. По истечении срока муниципальной службы она  ушла в гороно ведущим специалистом по кадровой работе.

Везде – на своем месте

­ Я не бегала из одной организации в другую, везде была на своем месте. И везде, где бы ни работала, мне везло на хороших людей, грамотных, умных, готовых в любой момент придти на помощь, подсказать, посоветовать, ­ констатирует Тамара Николаевна, предваряя напрашивающийся вопрос.

­ Если бы не надо было переезжать, какое направление трудовой деятельности все­таки было ближе, чем бы Вы занимались?

­ Может быть, так и проработала бы всю жизнь на челябинском телевидении и никуда бы не ушла. Интересная, живая работа, творческая.

Вообще, может, и не скромно так говорить, но я была хорошим работником... В гороно, кстати, пошла, потому что Э.Э. Лийвак (на тот момент он возглавлял отдел) уговорил. Он, кстати, меня звал в директора школы, но я сказала: директором не пойду, это не мое...

­ Человек может состояться в жизни, когда у него надежный тыл, имею в виду семью, друзей. Судя по всему, здесь он очень надежный.

­ Как я уже сказала, муж, Станислав Васильевич Шувалов – военнослужащий, полковник в отставке, работал в военной приемке, ведущим конструктором. Сын Игорь Станиславович – врач (хирург­-травматолог), работает в Фирсановке (микрорайон Химок). Есть внук и внучка. Уже взрослые. Внук, кстати, окончил 9 школу в Дубне, женился. А друзья, товарищи – весь город.

О чем поведали старые фото

Листаю фотоальбом, отыскивая среди множества знакомых и незнакомых лиц хозяйку. Удивительное ощущение, как будто погружаешься в те далекие времена, в ту атмосферу 60-­х, 70­-х, 80­-х – необыкновенно одухотворенные лица.

У меня в руках оказывается глянцевая брошюрка с хорошего качества цветными фотографиями под названием Кабинет Советской работы (КСР). Тамара Николаевна дважды попала в объектив фотокамеры и на страницы издания. Не­мудрено: у нее исключительно фотогеничная внешность телеведущей.

­ Это было обобщение опыта, ­ скромно комментирует она свое присутствие в брошюре КСР. – А это в Орджоникидзе, ­ в ее руках появляется следующая фотография, ­ девочки­красавицы из моего класса (на обороте фотографии надпись: «1 мая 1960 года, г. Орджоникидзе»)...

Здесь мы, Валентина Петровна Кашатова, Мария Архиповна Павлова и я (все лица узнаваемы, но очень молодые. – Корр.) проводим аттестацию вожатых. На заднем фоне фото читается девиз: «... сердце вожатого жарче огня, а слова не сыщете тверже»...

На этом фото все старшие вожатые, тоже еще совсем юные, а здесь я с Нонной Васильевной Негановой, которая до 1980 года возглавляла дубненский гороно...

Здесь мы сдаем нормы ГТО по бегу, а это мой муж, он всегда был рядом... А здесь его, кстати, орденом награждают. Он сейчас только первый год не работает, а трудился в МКБ «Радуга» ведущим конструктором...

А это Ю.К. Недачин, Э.Э. Лийвак, к сожалению, их уже нет в живых, я посмотрела, половина людей, запечатленных на фотографиях, ушли из жизни. Кажется, жизнь раз, и пролетела, но ведь это же все было. Тут миллион фотографий, полжизни здесь..., – подытоживает Тамара Николаевна, закрывая альбом.

Нашей  героине  летом этого года  исполнилось 80 лет, и поверить в эту дату можно, лишь окунувшись во все этапы ее большого трудового пути – внешне она все такая же изящная, утонченная и безупречная. Кстати, о наградах: у Тамары Николаевны множество почетных грамот и благодарностей разного уровня, кроме того, она награждена медалью «Ветеран труда».

Беседовала Татьяна Крюкова

 

 
 
< Сентября 2014 >
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.