СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Музыкальная лаборатория ДК «Мир» Печать
17.01.2024 00:00

20 января в ДК «Мир» ОИЯИ в новом формате «Зал на сцене» пройдет музыкальная лаборатория на тему «Настоящий Мусоргский. Открываем смыслы». Это станет открытием цикла лекций к 150-летию произведения «Картинки с выставки». Первая лекция будет называться «Манускрипт. Большая ошибка Равеля». Лектор - историк, педагог Илона Волкова.

 

Музыкальная лаборатория - это необычная форма взаимодействия лектора со зрителями-слушателями. Она будет заключаться в прослушивании музыки, рассказе о музыкальных произведениях, обсуждении и совместном исследовании озвученной темы.

Мы предполагаем, что это станет увлекательным направлением как для знатоков музыкального творчества композиторов разных эпох, так и для начинающих - тех, кто заинтересуется освоением мира классической музыки.

И начинаем мы циклом встреч-лекций об уникальном произведении - «Картинки с выставки». Композитор Модест Петрович Мусоргский.

В 2024 году исполняется 150 лет с момента создания этого произведения, и мы хотим предложить всем - и музыкантам, и слушателям - еще раз вернуться к этой музыке и разобраться в том, о чём мы ещё мало что знаем.

Более ста лет различные интерпретаторы пытались проникнуть вглубь замысла Мусоргского. Как убеждает лектор, на этих встречах участникам музыкальной лаборатории будет предложен сенсационный материал, который заключается в неординарном и непривычном для публики знании.

Накануне первой лекции мы побеседовали с историком, педагогом Илоной Волковой, которая проведет данный цикл встреч.

- Илона, давайте начнем сначала - как вы взялись за эту тему и стали изучать столь любопытный материал?

- Я познакомилась с «Картинками», как и многие, в музыкальной школе. Как все мои ровесники, я слушала объяснение преподавателя, слушала музыку, рассказы о ней. Но музыка меня немного настораживала. И еще тогда, где-то в подсознании, сформировалось понимание, что не всё так просто в этом сочинении Модеста Мусоргского, чтобы только проиллюстрировать музыкальными зарисовками рисунки друга Виктора Гартмана. Никак я не могла согласиться с тем, что после триумфа «Бориса Годунова», работая над оперой «Хованщина», Модест Петрович сочиняет простенькое по содержанию произведение, где танцуют ожившие с картинок Гартмана цыплята, судачат на рынке кумушки и волы тянут тяжелую телегу... И спустя много лет я вернулась к своим размышлениям, познакомилась с интерпретациями музыкантов и музыковедов прошлого, также с современными работами об этом до сих пор непонятом нами музыкальном произведении.

- И где же на сегодня есть наиболее увлекательный материал о «Картинках»?

- Свои трактовки добраться до истинного замысла предлагают популяризатор классической музыки Михаил Казиник, профессор Московской консерватории Иван Соколов, пианист, дирижер Михаил Аркадьев. Также есть те, кто и сегодня ссылается на работу советской пианистки Марии Юдиной. Разбирая их мысли, читая их работы, я видела, что отдельные пазлы того или иного исследователя так и не складывались в одно общее полотно, в единую яркую идею с понятным самому широкому слушателю смыслом. В итоге никто меня не убедил. Хочу сказать спасибо Интернету. Я смогла прочесть множество исследовательских работ разного уровня, статьи и размышления многих людей, услышать исполнения пианистов, оркестров со всего мира и т. д. И дальше отправиться в путь уже самостоятельно...

- Расскажите, пожалуйста, о форме «работы» музыкальной лаборатории. Как она вам видится?

- Это не будут лекции в традиционном понимании, мы будем именно исследователями. Слушатели вместе со мной будут размышлять, предлагать версии и приходить к тем знаниям, тому пониманию, к которым пришла я.

Мы будем слушать лучшие исполнения конкретного музыкального материала, анализировать его и делать открытия!

- Это как уроки музыки с размышлениями и беседами на тему. Ваш цикл лекций состоит из четырех встреч. О чем на них пойдет речь?

- На первой встрече мы поговорим, почему всеми признанная работа Мориса Равеля, его знаменитая оркестровка «Картинок», уже как 100 лет уводит нас от истинных смыслов произведения. Я считаю, что он допустил одну из больших ошибок, которую повторяют современные музыканты, исполняя «Картинки» по всему миру в его оркестровке. Тем самым они не позволяют слушателю, приходящему в концертный зал, приблизиться к пониманию подлинного Мусоргского.

Также мы поговорим, почему мы оказываемся, слушая пьесу-картинку «Лиможский рынок», именно во французском городе Лимож на так называемом рынке. И вернём пьесе настоящее название «Лимож. Рынок», заглянув в манускрипт (автограф) композитора.

А дальше пойдет речь о том самом известном всем тексте, который музыковеды обозначили как «нелепица». Уникальный случай, когда композитор оставляет литературный текст рядом с музыкальным. И каким моим удивлением было то понимание, что Мусоргский оставил нам ЗАГАДКУ! Почему-то до сих пор никто не подумал об этом, а ведь Модест Петрович любил и розыгрыши, и загадки...

Помните, Мусоргский пишет на французском: «Господин Пимпан де Панта Панталеон только что нашел свою корову Беглянку и т.д.».

- Его загадку у вас получилось «расшифровать»?

- Да, и это поможет нам приблизиться к пониманию содержания всего произведения. После того, как мы отгадаем «странный текст», который 150 лет ждал этого открытия, мы отправимся на Promenade вместе с автором «Картинок» и опровергнем традиционные, вошедшие во все учебники, от музыкальной школы до консерватории, утверждения о созданном музыкальном автопортрете композитора. Здесь оппоненты могут мне напомнить, что так утверждал Владимир Васильевич Стасов, которому посвящены «Картинки». Поговорим и о роли Стасова в судьбе произведения и поймем, почему он так сказал. И наконец, мы все вместе увидим «Богатырские ворота».

- Именно увидим?

- Да, поскольку музыка «Картинок» более чем кинематографична. Я лишь широкими мазками сейчас рассказываю о том, что ждет участников музыкальной лаборатории.

- Илона, с января по апрель вы будете открывать публике грандиозный новаторский замысел великого русского композитора. Какой ваш идеальный зритель?

- Я очень жду музыкантов, преподавателей музыки, им этот материал будет более чем интересен, а также очень жду слушателей, поклонников классической музыки, всех, кто любит загадки и хочет стать свидетелем сенсационных музыкальных открытий. Музыка Мусоргского по-настоящему оживёт на наших лекциях, и нам смогут открыться истинные смыслы. Мне вспомнились слова замечательного филолога, культуролога Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Мусоргский - величайший и далеко не раскрытый еще мыслитель, в частности, исторической мысли». И те, кто станет участником наших встреч, поймут, насколько Дмитрий Сергеевич оказался прав!

***

Музыкальная лаборатория ДК «Мир» 20 января 18:00 приглашает всех, кому интересно узнать удивительное содержание знаменитого произведения Модеста Петровича Мусоргского «Картинки с выставки», которое и сегодня звучит со всех сцен мира.

Элеонора ЯМАЛЕЕВА,

член Союза театральных деятелей РФ

 
 
< Января 2024 >
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.