СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Игра в четыре руки Печать
21.03.2024 08:25

В Доме культуры «Мир» в новом формате «Зал на сцене» состоялся фортепианный концерт «Игра в четыре руки» из цикла «Steinway приглашает». Программу представили  лауреаты международных конкурсов Дарья Ковалева и Юлия Рогачевская, которые совместно на одном рояле исполнили фортепианные произведения Шуберта, Брамса, Бородина и Рахманинова.

 

Обе пианистки являются представителями классической русской фортепианной школы и, обладая схожими пианистическими данными, достигли слаженности и органичности в таком непростом виде совместного музыкального исполнения, как фортепианный ансамбль.

Виртуозная техника, совершенное владение инструментом и единое художественное понимание музыкального материала позволяют донести до слушателя всю красоту исполняемых произведений, показать богатство и многогранность классической фортепианной музыки.

Мы побеседовали с Юлией Рогачевской о консерваторских годах, тонкостях совместного музицирования, нюансах диалога музыканта со зрителями и о том, как артисту важна открытость миру.

- Юлия, вы являетесь выпускницей Академического музыкального колледжа при МГК им. П.И. Чайковского и Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Многие мечтают обучаться именно там. Какими были для вас консерваторские годы?

- Говоря об обучении в консерватории, надо понимать, что музыканты попадают туда уже обладая достаточными исполнительскими навыками, но именно в её стенах происходит становление музыканта как личности. Московская государственная консерватория является уникальным местом, где сами стены и воспитывают, и вдохновляют. Мне повезло учиться у выдающихся профессоров практически по всем исполнительским предметам, и я смогла многое почерпнуть, сохранив при этом свою индивидуальность, за что я бесконечно благодарна всем своим учителям. Во время обучения у нас, студентов, была уникальная возможность посещать большинство концертов, проходящих в залах консерватории, и этот слуховой «багаж», конечно, тоже сыграл большую роль в моём музыкальном образовании. В целом обучение в консерватории - это удивительное время, когда у музыкантов есть возможность изучить все грани профессии, попробовать себя и в сольном, и в камерном исполнительстве, в педагогической или концертмейстерской деятельности, и найти свой собственный творческий путь.

- Вы многократно выступали в Большом, Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории. Расскажите, пожалуйста, про ощущения, когда находишься на этих сценах за инструментом?

- Пожалуй, самым неожиданным и удивительным был для меня первый выход на сцену Большого зала МГК. Естественно, я до этого много раз бывала там в качестве слушателя, и зал вызывал, как и у многих, определённый священный трепет и восхищение. Каково же было моё удивление, когда оказалось, что со сцены зал кажется совсем не таким огромным и очень уютным, все страхи мгновенно рассеиваются, и остаётся только вдохновение. Кстати, первый раз на сцену БЗК я попала именно в ансамбле с Дарьей Ковалевой, мы тогда учились в Академическом музыкальном училище при консерватории и принимали участие в отчётном концерте. Играть на такой сцене всегда большое счастье.

Правда, надо признаться, что я не могу вспомнить какую-то негостеприимную сцену, так что я благодарна каждой возможности выступить вне зависимости от зала.

- Интересно, а сколько вам нужно заниматься в день, чтобы сохранять форму?

- Вся моя работа, и концерт-мейстерская, и педагогическая, неразрывно связана с игрой на рояле, так что специально поддерживать форму мне не приходится, но и для самостоятельных занятий, конечно, требуется находить время. В целом я провожу за инструментом от двух до восьми часов в день, конечно, иногда и выходные случаются, но больше двух-трех дней я без рояля не могу, начинаю скучать.

- Музыканту как творческой личности важна открытость миру, чтобы наполнять душу новыми впечатлениями… Чем вы вдохновляетесь?

- Я очень впечатлительный человек, поэтому меня могут вдохновить самые обычные, на первый взгляд, вещи - природа, общение с близкими, прослушивание музыки, книги, живопись… Очень люблю птиц, мои домашние амадины чудесно поют во время моих занятий. Так что с вдохновением проблем не бывает, главное - выспаться.

- Фортепианный концерт «Игра в четыре руки» - это совместное музицирование. Как бы вы охарактеризовали это направление - игру в четыре руки. Что в нем уникального, сложного, особенно неповторимого?

- Пожалуй, из всех видов ансамбля игра в четыре руки предполагает самый тесный, во всех смыслах это слова, контакт исполнителей. Музыканты по натуре индивидуалисты, а тут приходится делить с партнёром не то что музыку, а один инструмент. Конечно, это рождает определённые сложности, точнее, даже ограничения - в таком виде музицирования люди должны очень во многом подходить друг другу, иначе сыграться будет просто невозможно. Не секрет, что у многих пианистов очень разный звук, это малообъяснимо с рациональной точки зрения, но очевидно всем, кто посещает концерты фортепианной музыки, особенно сборные. За один и тот же рояль садятся пианисты, и он звучит совершенно по-разному. Чтобы играть на рояле в четыре руки, надо стать в каком-то смысле единым организмом, найти общий звук, а это доступно не всем.

- Насколько комфортно вам как сольному исполнителю выступать с другими музыкантами? Сколько времени требуется на то, чтобы сыграться друг с другом?

- В любой ансамблевой игре всё как в жизни - с кем-то понимаешь друг друга с полуслова, с другим нужно больше времени и труда, чтобы сыграться, а бывает, что и совсем не складывается. Но с Дарьей мы настолько совпали, что не стояло даже вопроса о том, чтобы специально сыгрываться. Помню, что уже на первой репетиции поймала себя на мысли, что не могу различить, где я играю, а где она, настолько схожим оказался наш пианизм.

- Исполнительство - это всегда диалог музыканта и зала. Давайте порассуждаем, как возникает этот диалог, чем поддерживается интерес к «беседе»…

- В последние годы я редко играю традиционные концерты, всегда стараюсь предварить своё исполнение каким-то вводным словом, рассказать и о музыке, и о том, что я в ней нахожу для себя. Мне такой формат лекции-концерта оказался очень близок. И я чувствую, что слушатели по-другому начинают воспринимать музыку, что-то открывают для себя новое, это всегда приятно. Сейчас классическую музыку, к сожалению, слушают немногие, и я с помощью такого формата стараюсь сделать её более понятной, живой.

- На ваш взгляд, поиск контакта с публикой довольно-таки непредсказуемый процесс?

- Я вообще обладаю высокой степенью эмпатии, обычно хорошо чувствую настроение публики и стараюсь поддерживать интерес к исполняемым произведениям, но определённый элемент непредсказуемости, конечно, присутствует. Одно я знаю совершенно точно: если музыкант действительно любит своё дело и вкладывает душу в исполнение, это не может остаться незамеченным, не может не затронуть душу каждого слушателя.

- Простой и одновременно сложный вопрос - ваш любимый композитор, и что в вас откликается в его музыке?

- В жизни каждого исполнителя в разные периоды хочется играть разную музыку, иногда больше тянет на романтику, иногда на классику, но для меня неизменной остаётся только любовь к И.С.Баху. Эту музыку я могу играть и слушать бесконечно и каждый раз находить всё новые и новые смыслы, выходя на новую глубину понимания и осмысления. В музыке Баха, как ни в какой другой для меня, находится простор для исполнительского, точнее, даже интерпретаторского искусства.

- Юлия, что для вас является неотъемлемой частью живого выступления. С какими чувствами вы обычно исполняете музыку?

- Каждый выход на сцену - это особенное событие. То, что происходит во время концерта, нельзя смоделировать ни в каких других условиях. Это как выход в открытый космос. Всё ощущается по-другому - течение времени, выражение музыкальной мысли, то, как музыка отражается в сердцах слушателей, это всё большое чудо и ни с чем не сравнимое счастье!

Беседовала Элеонора ЯМАЛЕЕВА,

член Союза театральных деятелей РФ

Фото из личного архива

Ю. РОГАЧЕВСКОЙ

 
 
< Марта 2024 >
П В С Ч П С В
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.