СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Дорогою добра Печать
29.02.2024 09:42

Вот уже десять лет радует зрителей своими театральными постановками семейный театр при воскресной школе храма Похвалы Пресвятой Богородицы в Ратмино. Юные актеры выходят на сцену, помогая собравшимся взглянуть на мир другими глазами. Их творческие работы до краев наполнены добротой, любовью и милосердием. Основатель, идейный вдохновитель, сценарист, режиссер, костюмер… Именно Анастасия Говорова является создателем этого уникального коллектива и многие годы ведет его участников к вершинам сценического мастерства: юные артисты выступают на разных сценических площадках, участвуют в театральных фестивалях и конкурсах. Обо всем этом наш разговор с Анастасией.

 

- Анастасия, театр «Дорогою добра» существует уже несколько лет. Но прежде чем мы коснемся его настоящего, давайте вспомним историю. Когда был создан театр, с чего начинались его первые творческие шаги? И вообще, как пришла эта идея - создать в Дубне семейный театр при воскресной школе храма Похвалы Пресвятой Богородицы в Ратмино?

- Процесс этот проходил постепенно. Начиналось все с обычных постановок в рамках воскресной школы, пока однажды одна наша многодетная мама не попросила меня настоятельно поставить вместе с ней «Кошкин дом». Для наших старших детей. Просто потому, что это интересно. У меня тогда был на руках четвертый ребенок - на тот момент пятимесячный. Но отказать ей я не смогла, Катина семья ждала пятого малыша. Главный аргумент был: «дети растут, и потом им это уже будет не нужно».

...Это было захватывающее сотворчество! В 2014 году была показана премьера. С этим спектаклем с благословения отца Антония мы с большим успехом гастролировали по детским садикам. А заключительный показ состоялся впервые на настоящей сцене в ДК «Октябрь». Год, когда был поставлен «Кошкин дом», я считаю началом нашего творческого пути. Уже позже, когда мы поняли, что все серьезно и надо продолжать начатое, возникла главная идея - дать зрителю альтернативу того, что льется сейчас с экранов телевизоров и порой с современной сцены. Дать возможность через искренность, детскую непосредственность и красоту увидеть мир другими глазами, задуматься об истинных и непреходящих ценностях.

- Вы как раз являетесь основателем, идейным вдохновителем театра. Хотелось бы узнать немножко о вас - как давно в Дубне, где учились, кто по профессии, как связаны с творчеством, ваши увлечения, кроме театра, и т.д.)?

- Я коренная москвичка. По образованию - искусствовед, закончила РГГУ (бывший историко-архивный институт). Несколько лет работала в Московской археологической экспедиции художником-реставратором керамики и гипса. Через мои руки прошло немало интересных находок. В качестве художника участвовала в раскопках на Манежной площади, Гончарной набережной, на территории Старого Гостиного двора. Несколько лет работала в учебном художественном музее им. И.Цветаева - филиале музея изобразительных искусств имени Пушкина. После рождения третьего ребенка мне пришлось оставить работу, а в 2008 году мы переехали в Дубну - ближе к природе. Ради детей. Здесь старший сын пошел в первый класс, и возникла идея - повторить в обычной школе то, что было в моем детстве, - театр! К сожалению, с окончанием сыном начальной школы закончилась и наша совместная деятельность с его первой учительницей - Павловой Татьяной Николаевной, которая очень много мне дала как соавтор наших первых постановок и как уникальный педагог. Именно тогда набирался опыт работы с детьми.

- Что сегодня представляет собой театр? Сколько в нем занимается ребят, какого возраста?

- Еще в воскресной школе за время первых постановок сформировался основной костяк. Подружились не только дети, подружились родители. Конечно, за эти годы кто-то уходил, кто-то добавлялся, вливаясь в нашу дружную семью. Выросли и уехали учиться в другие города старшие дети, им на смену пришли их младшие братики и сестрички, выросшие за кулисами. Сейчас труппа состоит из 24 детей (от 7 до 18 лет). Но выпускники не теряют с нами связь, приезжают на выступления, помогают с погрузкой декораций, а порой выходят на сцену, экстренно заменяя заболевшего актера.

- Интересно, а почему театр называется семейным? Родители тоже задействованы в постановках?

- Без родителей мы бы не справились! Их основная работа - за сценой. Помочь одеться, причесаться, смонтировать, запаковать, подключить аппаратуру. Конечно, очень много делают старшие ребята, но помощь необходима.

- Как ребята оказываются в вашем театре? Есть ли какой-то особенный отбор? Могут ли дети, мечтающие заниматься театральным творчеством, заниматься в вашем театре? Либо он создан именно для ребят из воскресной школы?

- Никакого специального отбора нет. Главное - большое желание. Правда, не всегда можно влиться в коллектив, когда уже готова конкретная постановка. Часто я пишу сценарий и шью костюмы под определенных ребят, и им порой сложно найти замену. Но если набраться терпения, то однажды ты обязательно выйдешь на сцену.

- У театра очень говорящее и теплое название «Дорогою добра». В нем, я так понимаю, скрыта как раз философия творческого коллектива?

- В постановке «Сказка старого сверчка, или Приключения Буратино» мы дали название волшебному театру, спрятанному за потайной дверцей в каморке старого Папы Карло. Театр Буратино был призван дарить людям радость и добро. Так у нашего коллектива появилось название. Мы ставим самые обычные, классические сказки, но стараемся раскрыть их глубину, акцентировать внимание зрителя на главном, что стоит за каждой из них. Любовь, верность, доброта, дружба, милосердие, умение видеть прекрасное, самим творить чудо - через любовь. Быть немножко волшебниками в повседневной жизни.

- Сколько постановок сегодня насчитывает репертуар театра? Что это за постановки?

- Репертуар театра невелик. После «Кошкиного дома» следующие спектакли были поставлены уже для большой сцены дома культуры. И первой была как раз сказка про Буратино. Затем - рождественская история «Небесный гость», «Снежная королева», «Царевна-Лягушка» и последняя - «Золушка» по пьесе Шварца. Всего шесть постановок за 10 лет.

- В каждой из постановок вы задействуете всю труппу?

Как правило, да. Сценарий пишу, зная, кто ждет от меня своей роли. Серьезный акцент делаю на танцы. Через танец можно многое рассказать зрителю и создать эффект волшебного действа на сцене. Поэтому есть возможность задействовать многих желающих.

- Судя по фото с ваших спектаклей, у актеров потрясающие костюмы. Где вы их берете? Кто создает? Откуда берутся средства на них, ведь это серьезные затраты? Как желающие могут помочь театру?

-Три раза подряд мы получали губернаторскую премию «Наше Подмосковье», победив в конкурсе. Эти средства дали возможность купить оборудование и стали финансовой основой для создания некоторых спектаклей. Последние годы культурно-просветительское направление губернаторской премии закрылось, и мы ищем спонсоров, а также сами собираем средства. По благословению благочинного на наши бесплатные ранее спектакли теперь нужно покупать входной билет. Цены минимальные, чтобы у всех желающих была возможность посетить спектакль. Сборы не всегда, но окупают затраты на гастрольные поездки. А костюмы мы придумываем и воплощаем сами. Поэтому затраты распространяются лишь на материалы.

- То же самое хотелось бы спросить и про декорации. Одна только тыква из недавней «Золушки» чего стоит! Было ощущение, что она настоящая. А оказалось, что нет… Кто придумывает все эти декорации, кто их создает?

- Да, тыква, действительно, выросла на нашем огороде. С нее сделала копию наша прихожанка (гипс, папье-маше). Собственно, с тыквы и родилась идея декораций к этой сказке. С Божией помощью. Как это объяснить? Я не знаю. Для меня самой процесс создания костюмов и декораций - чудо. Эскизы к декорациям я рисовала летом на даче, и уже дома, перед самой премьерой, воплотила их. Техника - роспись акрилом по белой ткани. Затем рисунок вырезается выжигательным аппаратом и переносится на темную основу. Так было в последнем спектакле. К сказке «Царевна-Лягушка» часть декораций рисовал наш прихожанин, дубненский художник Борис Макаров (Боб Макар), в создании реквизита принимала участие скульптор Галина Хлопцова. Помогали также рисовать дети, родители… Объем был огромный!

- Как часто проходят репетиции? Есть ли у ребят, помимо них, занятия, скажем, по актерскому мастерству, истории театра, вокалу?

- К сожалению, таких занятий у ребят нет. Мы подробно разбираем сказку, отдельно с каждым - его персонаж. Учимся передать нужный образ - от сердца к сердцу. Я не учу актерскому мастерству, у меня нет цели сделать из ребят настоящих актеров. Наша задача более глубинная - учиться радоваться и любить и нести эту радость в мир.

- Есть ли постоянное помещение у театра? Где вы занимаетесь с юными актерами, где проходят репетиции?

- Индивидуальные репетиции проходят у меня дома. Сводные - с недавнего времени в большом помещении воскресной школы храма Рождества Иоанна Предтечи. Здесь у нас есть и своя небольшая комнатка, где хранятся костюмы и реквизит.

- Буквально на днях узнали, что театр подал заявку на участие в 19 театральном фестивале «Сретение». Это очень серьезный проект. С какой постановкой вы планируете выступать и что дает в целом участие в таком фестивале?

- Два года назад мы принимали участие в этом фестивале, вышли в финал со спектаклем «Царевна-Лягушка». Нам довелось выступить на сцене театра русской драмы на Таганке. Один этот факт делает поездку в Москву знаменательной. Но самое главное - это общение с единомышленниками. Православный фестиваль любительских коллективов объединяет замечательных людей, небезразличных к духовно-нравственному воспитанию молодежи. И возглавляет этот фестиваль удивительный и чудесный человек - режиссер Михаил Григорьевич Щепенко. Что я могу сказать… мы на одной волне! А это очень много. Если мы пройдем в финал, в этот раз нам предстоит выступить на сцене Щукинского училища с нашей последней постановкой «Золушка» по пьесе Шварца.

- Еще одно благое дело, о котором не могу не спросить - это выступление театра перед бойцами в одном из подмосковных госпиталей. Благое оно с точки зрения поддержки воинов, проходящих реабилитацию и лечение, и огромное - в плане духовного, морального, патриотического воспитания самих ребят… Как вас принимали? Было ли для вас это выступление особенным?

- Да, 10 февраля 2024 года состоялось значимое событие для нашего коллектива. Мы были в военном городке, где выступали перед ранеными. Играли, конечно, «Золушку». Во-первых, сама поездка на большом автобусе запомнится как детям, так и взрослым. Было весело, интересно, дружно. Но самое главное - это чувство, что ты делаешь что-то очень важное, что ты хотя бы немножко прикоснулся к общему и самому главному.

Казалось бы, детская сказка, которую играют дети... Но именно сказка в исполнении детей несет радость, чистоту, веру в светлое, дает надежду и возможность забыть хоть на мгновение то страшное, что было совсем недавно и что продолжается, но в данный момент не с тобой...

...А еще мы привезли письма бойцам, написанные детьми, и домашние пироги, и после спектакля был чай. Было живое и душевное общение за чашкой чая с героями нашего времени. Большое спасибо Елене Ивановне - директору клуба военного санатория, человеку, который не оставляет ребят ни на минуту, искрится энергией и жизнью! Нам было интересно и легко. На нас обрушился шквал вопросов, изумлений, аплодисментов. Но и сами бойцы не остались в долгу, каждый немного рассказал о себе. Думаю, все мы запомним эту встречу надолго!

- Работа театра - это постоянный творческий процесс. В настоящее время наверняка работаете над какой-то новой постановкой? Приоткройте немного планы на новый творческий сезон.

- Пока я на распутье. В этом году у меня очень много одиннадцатиклассников. Кто придет им на смену, я пока не знаю. Младшая группа еще не подросла. Возвращаться к сказкам, где главные роли, как в «Буратино» или «Снежной королеве», могут органично играть малыши, я бы не хотела. Но здесь как получится. Выбор будет всецело зависеть от состава труппы. Одно могу сказать, я бы хотела вновь вернуться к русской народной сказке.

- Успехов вам в вашем увлекательном творческом деле и новых не менее ярких и светлых постановок!

- Благодарю.

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.