СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Величайший проект ХХ века, или Большое видится на расстоянии Печать
25.01.2024 07:07

Страницы истории

17 января в читальном зале библиотеки собрались дубненцы, которых интересует история родного края, на лекционный час «Канал Москва – Волга. Величайший проект ХХ века». В программе были использованы материалы одноимённого заседания краеведческого клуба «Дубненский летописец», который был создан в нашей библиотеке под руководством известного краеведа и историка Н.Н. Прислонова.

 

Заседание состоялось в 2007 году, когда Волжский район гидросооружений (ВРГС) отмечал своё 70-летие. Во вступительном слове Н.Н. Прислонов отметил, что канал Москва - Волга стал первоосновой инфраструктуры будущего города, где впоследствии было размещено авиационное предприятие (должно было изготавливать гидросамолёты), Иваньковская ГЭС стала независимым источником энергии, который необходим для работы ОИЯИ.

На заседании большой интерес вызвало выступление краеведа М.И. Буланова, который проводил серьёзную исследовательскую работу, связанную как с историей строительства, так и с последующей историей ВРГС. Он отметил, что Дубна - единственный город Московской области, через который протекает река Волга, и 1 июня 1932 года было принято постановление Совета народных комиссаров о строительстве канала Москва -Волга, где было указано немедленно приступить к строительству канала Москва - Волга, избрав наш, Дмитровский вариант. А ещё был Старицкий самотечный вариант и Шошинский.

Особенность Волжского гидроузла состоит в том, что это единственный узел на всём протяжении канала (128 км), который имеет свою хронику. Ключом всего канала был самый передовой Волжский район. Что касается истории строительства канала. Почему раньше не могли её изучить? Архивы были закрыты. Чтобы попасть в фонд Дмитлага, необходимо было получить разрешение. Следующая особенность: люди, которые строили данный канал и создавали непосредственно эти сооружения, давали подписку, что человек не имеет права разглашать тайну о строительстве канала.

21 сентября 1933 года сюда, в д. Иваньково, приехали первые семь строителей, позднее баржи привезли ещё 300 человек каналоармейцев. Слово «каналоармеец» звучало по всей трассе канала, так как слова «заключённый» и «зэк» не произносились. Это была ударная стройка второй сталинской пятилетки.

Котлован, на котором строилась наша плотина, по мнению очевидцев, напоминал муравейник: народу было так много, что стояли регулировщики, которые указывали, куда надо идти.

Только одна бетонная плотина поглотила 250 тыс. т. бетона, здесь было построено 6 тыс. металлоконструкций, а также первый бетонный завод в Советском Союзе. В Волжском узле впервые были использованы транспортёры, которые подавали бетон, поэтому бетон возили на тачках. До этого бетон изготавливали вручную. Здесь впервые способом гидромеханизации была намыта плотина, которая загородила старое русло.

М.И. Буланов подчёркивал, что канал был построен в рекордно короткие сроки: 4 года , 8 месяцев. И если сначала работы велись вручную, нанимали грабарей - крестьян с телегой, то в 1935- 1936 годах на канале использовали экскаваторы механического завода г. Коврова (177 экскаваторов). В Дмитлаге шло обучение по многим профессиям: шофёры, трактористы, прорабы. С 1935 года здесь устанавливали всесоюзные рекорды.

Михаил Иванович подчеркнул, что канал был построен советскими людьми, силами советских гидротехников, без использования иностранной техники.

После того, как 18 объектов Волжского узла были построены, необходимо было приступить к строительству монументов В.И. Ленину и И.В. Сталину. Место под данные монументы выбирал народный комиссар внутренних дел Г.Г. Ягода, а скульптор С.Д. Меркуров получил заказ их сделать. В феврале 1937 года вольнонаёмные и каналоармейцы приступили к работе: вырыли котлован 11м, постамент - 10 м, сами фигуры - 15 м. Таким образом, высота данных монументов 37 м. Приехали 12 камнетёсов, среди них Я. Булкин, имеющий трудовой стаж 41 год. Первой была сделана фигура Сталина, затем Леина, фигуры изображены в движении. С.Д. Меркуров выбрал для своих монументов гранит. Головы Ленина и Сталина были изготовлены из единого монолита. В июле 1937 года их поднимали на 25-метровую высоту. 18 августа 1937 года состоялось открытие памятников. Чтобы сделать зрелище ярким, решили это сделать вечером. Были установлены 60 прожекторов, эффект был потрясающий!

По решению ХХII cъезда КПСС памятник Сталину был демонтирован. Многие дубненцы стали очевидцами этого события в 1962 году.

Руководитель ВРГС, опытный гидротехник В.В. Киреев подчеркнул, что всё это было построено с нуля: изыскания, проектирование, разработка рабочих чертежей, само строительство - всё велось одновременно. А для Москвы канал решил и решает основную задачу - снабжение столицы водой. В проекте строительства канала были заложены места для строительства вторых шлюзов. То есть проектировщики смотрели в будущее, строили на века. На сегодняшний день Волжский район гидросооружений - это Федеральное государственное унитарное предприятие «Канал им. Москвы». Есть 10 филиалов, в том числе филиалом является ВРГС.

Сотрудник предприятия, руководитель профкома С.Д. Герасимов отметил, что канал Москва - Волга - памятник эпохи и памятник советскому человеку, и чем дальше от того момента, когда он пущен в эксплуатацию, проходит время, тем больше мы осознаём его величие. Большое видится на расстоянии.

Во время Великой Отечественной войны женщины, которые работали на шлюзе и плотине, вручную открыли ворота, чтобы р. Сестра повернула вспять, затопив Яхромскую пойму. Канал не был пройден врагами во время войны. В завершение встречи смотрели документальный фильм «Москва - Волга» 1937 года.

Интерес дубненцев к материалам по краеведению не угасает: присутствующие задавали вопросы, интересовались фото и литературой на данную тему.

Ольга АНИКИНА

Фото Софьи БОДРОВОЙ

 
 
< Января 2024 >
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 26 27 28
29 30 31        
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.